Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шенкер, Генрих

Шенкер, Генрих

Другое

19 июня 1868 - 13 января 1935

австрийский музыковед


Генрих Шенкер (нем. Heinrich Schenker; 19 июня 1868, Вишневчик, Австро-Венгрия (ныне Теребовлянский район Тернопольской области, Украина) — 13 января 1935, Вена) — австрийский музыковед (этнический еврей).

Очерк жизни и научной деятельности

С 13 лет учился во Львове у Кароля Микули как пианист, в 1884 году поселился в Вене, где, в частности, изучал гармонию под руководством Антона Брукнера. Некоторое время выступал как пианист-аккомпаниатор (в частности, с Иоганнесом Мессхартом), давал частные уроки фортепиано (в том числе юному Вильгельму Фуртвенглеру).

В трёх томах своего труда «Новые музыкальные теории и фантазии» (1906, 1910, 1935) разработал оригинальную теорию гармонии, получившую ныне широкое распространение на Западе, особенно в США. Представлял многоголосное музыкальное сочинение как совокупность иерархически связанных слоёв, которые методом последовательного снятия, или «редукции» (Reduktion), можно свести к элементарному мелодико-гармоническому остову (названному им Ursatz) и, в конечном итоге, к мажорному или минорному трезвучию.

Гармонический анализ, предъявленный автором на тщательно подобранном, непротиворечивом музыкальном материале барочной и классико-романтической тональной музыки, работает лишь отчасти или вовсе не работает по отношению к музыке других эпох и стилей (например, по отношению к музыке Лассо и Веберна); в хронологической и стилистической ограниченности аналитического материала исследователи видят «антиисторизм» учения Шенкера.

Рецепция

Ученик и апологет Г.Шенкера, американский музыковед (австрийского происхождения) Феликс Зальцер предпринял попытку (1952) распространить метод Шенкера на западноевропейскую музыку в диапазоне от ранней полифонии Средневековья до некоторых композиторов XX в. (Барток, Прокофьев). Поскольку у Зальцера (как и у его учителя) в арсенале не было модальности, вся обозримая музыка (в том числе Перотин, Машо, Джезуальдо и Лассо, всего более 500 нотных примеров) анализируется им с точки зрения (чрезвычайно широко трактуемой) тональности (англ. tonal coherence).

Примечания

  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118607154 // Общий нормативный контроль — 2012—2016. <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
  2. 1 2 data.bnf.fr: open data platform, платформа відкритих даних, платформа открытых данных — 2011. <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q20666306"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
  3. Federhofer H. Heinrich Schenker. Hildesheim, 1985, S.2.
  4. Ю.Н.Холопов в книге, посвящённой учению Шенкера, отмечает: "Художественные вкусы Шенкера диктуют ему ограничение музыкой барокко / классики / раннего романтизма в лице крупнейших представителей этих эпох — И.С.Баха, Бетховена и Шопена. Другие композиторы, которыми занимался Шенкер, <...> не составляют к ним противоположности (таковая возникла, если бы, например, здесь фигурировали Палестрина, Мусоргский, Дебюсси, Волконский, Булез, Веберн). При любых критериях ограничения сколько-нибудь однородным материалом задача создания внутренне непротиворечивой системы намного упрощается и облегчается. Что было бы, если бы теоретику понадобилось охватить одним комплексом всю музыку от композиторов школы Нотр-Дам до Прокофьева, Веберна и Грабовского? <...> И первое, что нам здесь предстает, это вопиюший антиисторизм системы". Цит. по: Холопов Ю.Н., Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006, с.91-92.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ