Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шейман, Лев Аврумович: биография

По мнению профессора Ю. А. Бельчикова, «книга имеет непосредственное отношение к культуре киргизского народа, к истории Киргизии, связанной с Россией глубокими историческими, социальными, а главное — культурными связями.

<…> Творчество Пушкина предстает в новых исторических условиях <…> как мощный фактор единения русского народа с тюркоязычными и другими народами России, Центральной Азии, Кавказа на благородной и благодатной основе взаимодействия, взаимопроникновения национальных культур. Тем более что для Пушкина главным во „встрече“, диалоге „восточной“ и европейской культур было их гармоническое сближение». Л.А. Шейман разрабатывал и методические рекомендации изучения произведений великого русского поэта в киргизской школе: «Бахчисарайский фонтан. Загадка ключевого символа»; «Символ конечно дерзновенный…»: О ключевом образе символе поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»; «Приступая к изучению “Памятника” А.С. Пушкина»; «“Памятник“ А.С. Пушкина: вчитываясь в текст»; «”Памятник” А.С. Пушкин: завершая изучающее чтение – и возвращаясь к нему» и многие другие. Лев Аврумович Шейман был создателем и бессменным (в течение более 45 лет) главным редактором научно-методического журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана». Под его руководством журнал стал надежным помощником читателей: учителей, преподавателей вузов, научных работников, педагогической общественности. И это не случайно: именно здесь, на страницах журнала, публиковались материалы, отражающий широкий спектр вопросов преподавания русского языка и литературы, научных исследований в области лингвистики, литературоведения, взаимообогащение культур и образования в целом. Лев Аврумович заботливо создавал свою научно-методическую школу. И теперь в научных учреждениях и высших учебных заведениях, в школах Киргизии, редакциях газет и журналов работают воспитанные Учителем благодарные ему ученики. Многогранная деятельность Льва Аврумовича Шеймана — ученого и редактора, Заслуженного учителя Киргизской ССР (1970), активного участника международных конгрессов русского языка в Берлине, Варшаве, Будапеште, Праге, Киеве, Москве, многих научных конференций и форумов увенчана медалью А. С. Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка» (1999), которую присудила ему Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Он был награждён орденом «Знак почета» (1986), орденом «Данакер» Кыргызской Республики (2003), орденом Дружбы народов от Российской Федерации (2004), медалью «Данк» (1999). Лев Аврумович Шейман умер 2 января 2005 года в Бишкеке, похоронен на Юго-Западном кладбище города.

Основные труды

  • Белинский и проблемы исторического романа (30-е годы века). Л. 1952.
  • Из истории борьбы Белинского с идеалистической эстетикой (проблемы теории романа). Фрунзе, 1954.
  • Из наблюдений над художественной системой «Слова о полку Игореве». Фрунзе 1957;
  • А. Н. Островский в киргизской школе: Из очерков о препод. рус. лит. в VIII-Х кл. кирг. школы. — Фрунзе, 1958. — 176 с. — (Кирг. НИИ педагогики).
  • Пушкин и киргизы. Фрунзе, 1963.
  • Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. В 2 ч. Фрунзе, 19811982.
  • Кыргызы, казахи и другие народы Востока в мире Пушкина. Очерки. Бишкек, 1996 (1997, 2004) (в соавторстве с Г. У. Соронкуловым);
  • Русская классическая литература (вторая половина века). Бишкек, 1997.
  • Пушкин и его современники: Восток — Запад. Бишкек, 2000 (В соавт.: Соронкулов Г. У.).
  • Русская литература (2-я половина XIX века). Бишкек, 2006.

Книги, статьи и исследования, посвящённые А. С. Пушкину

  • К вопросу об источниках одного из эпизодов «Истории Пугачёва» А. С. Пушкина // Тезисы докл. 7-й науч. конф. проф. — препод. состава. — Фрунзе: Кирг. гос. ун-т, 1959. — С. 59-66.
  • Пушкин и киргизы. — Фрунзе: Киргизучпедгиз, 1963. — 143 с.
  • Василий Тимковский, декабристы, Пушкин…: Вокруг записок о «Киргизской орде» // Вопросы препод. рус. яз. и лит. в кирг. школе. — Фрунзе: Мектеп, 1969. С. 126—194.
  • Два одесских некролога о Пушкине // Временник пушкинской комиссии, 1973. — Л.: Наука, 1975.
  • О приобщении к национально-культурным аспектам Художественного произведения: «Зимняя дорога» А. С. Пушкина в кирг. школе // Рус.яз. и лит. в кирг. школе. — 1979 . — № 5. — С. 3452.
  • Этнокультуроведческий комментарий к русскому художественному тексту: Из уроков по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Рус. яз. и лит. в кирг. школе. — 1984. — № 4, № 6. . С. 1722.
  • Аудиенция или допрос? (О двух встречах Николая I после 14 декабря) // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 1987. — № 1. — С. 37-45.
  • «Среднеазиатские аспекты» творчества Пушкина // Рус. яз. и лит. в кирг. школе. — 1989. — № 6. — С. 3-37.
  • «Особенно близок был…»: Из разысканий о Пушкине и А. И. Левшине // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 1992. — № 5-6. — С. 5865.
  • Кыргызы, казахи и другие народы Востока в мире Пушкина. — 2-е изд., испр. — Бишкек: Айбек, 1997. — 112 с. (В соавт.: Соронкулов Г. У.).
  • Уроки о классике и современной жизни «литературы вопросов»: Возвращаясь к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 1998. — № 1; № 2.
  • «Благословен твой подвиг новый»: Пушкин и Фазиль-хан // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 1998. — № 1. — С. 115129 (В соавт.: Соронкулов Г. У.).
  • «Бахчисарайский фонтан»: Загадка ключевого символа // Мектеп — Школа. — Бишкек. — 1999. — № 1- С. 4-13; № 2. — С. 9.
  • Пушкин, Гафиз… и Алишер Навои?: Об одном из возможных источников стихотворения «Не пленяйся бранной славой…» // Пушкин и мир Востока / Сост. И общая ред. Акад. РАН Е. П. Челышева. — М.: Наука, 1999. — С. 199210.
  • «Символ конечно дерзновенный…»: О ключевом образе символе поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 1999. — № 3-4. — С. 87-131.
  • Пушкин и его современники: Восток — Запад. — Бишкек: Фонд «Сорос-Кыргызстан», 2000. — 540 с. (В соавт.: Соронкулов Г. У.).
  • Лейтмотив «Восток-Запад» в мире Пушкина // Гений русской словесности: Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию со дня рожд. А. С. Пушкина. — Бишкек: КРСУ, 2000.
  • Приступая к изучению «Памятника» А. С. Пушкина // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 2000. — № 3-4. — С. 27-47.
  • «Памятник» А. С. Пушкина: вчитываясь в текст // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 2000. — № 5-6. С. 6585.
  • Пушкинский «Памятник»: смысловой центр // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 2001. — № 1. — С.119134.
  • «Памятник» А. С. Пушкина: завершая изучающее чтение — и возвращаясь к нему // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 2001. — № 2. С. 76-95.
  • К творческой истории и реконструкции текста стихотворения А. С. Пушкина «Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла…» // Рус. яз. и лит. в школах Кыргызстана. — 2003. — № 1.- С. 8297 (В соавт.: Соронкулов Г. У.).
  • Огни бунтующих киргизов (Вокруг одного из эпизодов пушкинской «Истории Пугачева»). // Пушкинские чтения: Доклады, сообщения, выступления на научно-практической конференции в КРСУ. Стихотворения А. С. Пушкина на киргизском языке / Ред-сост. Г. Н. Хлыпенко. — Бишкек: КРСУ, 2004. — С. 15-36.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ