Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шейман, Лев Аврумович: биография

Опытом экспериментальной разработки новых тем и новых структурно-содержательных компонентов русскоязычного литературного курса явилось следующее учебное пособие Л. А. Шеймана — «Русская классическая литература (2-я половина ХIХ века)» для X класса киргизской школы (1997). В основу книги была положена концепция многофакторного развития классической русской словесно-художественной культуры. К интерактивному освоению материалов пособия, помимо других компонентов методического аппарата, побуждали учащихся расположенные за педагогически аранжированными художественными текстами подразделы: «Вспомним и осмыслим главное», «Поразмышляем…», «В читательский дневник», «Продолжение следует». Той же цели служила реализация принципа концентрического восполнения и углубленного переосмысления художественно-культурной информации, которая частично осваивалась школьниками в предыдущих классах. Один из лейтмотивов книги — раскрытие связей и перекличек русской и киргизской культур, взаимное «озеркаливание» (И. О. Евсеев) последних. Пособие получило позитивный резонанс как в республике, так и за её пределами, в частности на страницах журнала «Русский язык за рубежом», где отмечалось, что «… дидактические решения в данном пособии … имеют не локальный, а международный характер».

В 1996 году Л. А. Шейман определил особенности учебных книг нового поколения в одной из статей журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», он глубоко и обстоятельно ответил на вопрос: каким быть учебнику русского языка и литературы для киргизской школы. Ученый реализовал выдвинутые положения на практике, сначала вышло пособие, о котором говорилось выше, позже, уже после смерти автора, был издан новый учебник: «Русская литература (2-я половина XIX века)» (2006). Книга в 2004 году в виде макета была представлена на Республиканский конкурс учебников, и экспертной комиссией вполне заслуженно была признана лучшей учебной книгой для школьников. Учебник, действительно, уникален, и для Льва Аврумовича он был последним в его жизни: именно этой книге он отдал все свои силы, именно её судьба заботила ученого до последнего момента его жизни.

В книге «Русская литература (2-я половина XIX века)» (2006) нашла выражение новая концепция учебника. В обращении «К учителю» Л. А. Шейман объясняет, что если раньше на отбор и подачу материала влиял в большей степени социологический фактор, то в данном учебнике, кроме этого, — и культурологический, и эстетический, и лингвистический, «акцентирован при этом именно культурологический фактор».

В учебнике представлены четыре уровня этнокультурной ориентированности: собственно этнический (ориентированный на особенности родовой культуры учащихся и особенности их восприятия), национально-региональный уровень (ориентация на приобщение к культуре многоэтнической общности республики), макрорегиональный уровень (общая культура памяти), планетарный культурный уровень. И на каждом из уровней важна соотнесенность с русской культурой.

Особенно много внимания автор учебника уделяет «проблеме предпочтительной культурной ориентации: Восток или Запад?». Данная проблема успешно разрабатывалась Л. А. Шейманом и в книге: «Пушкин и его современники: Восток — Запад» (2000). Весь материал учебника организуется на взаимосвязях и взаимосцеплениях, тематических, проблемных, зачастую ассоциативных, — это одна из характерных особенностей книги. Учебная книга обладает развивающим потенциалом, создаются условия для самостоятельного размышления учеников, для равноправного диалога, для развития интеллекта школьников, при этом формируется их художественный вкус и эмоциональная восприимчивость к произведениям искусства.

Постепенно наращивая все новые и новые открытия в этой сфере, Л. А. Шейман стал признанным теоретиком в области подготовки учебников по русскому языку и русской литературе.

Л. А. Шейман был настоящим воителем за русский язык и русскую литературу. В 60-70-е годы XX века, когда решалась судьба этих важнейших дисциплин в школах с нерусским языком обучения, Лев Аврумович обосновал основные принципы новой концепции курса русской литературы для нерусских (в частности для киргизских) школьников. Доклад «Принципы составления программ и учебников по русской литературе для национальных школ», прочитанный им II Межреспубликанской конференции словесников (Ташкент, 1962), и подготовленный им к этому форуму новый тип учебника по русской литературе для учащихся-киргизов позволили киргизской методической школе уверенно и содержательно заявить о себе. А опубликованные в последующие годы многочисленные работы сделали Льва Аврумовича Шеймана авторитетом в вопросах преподавания предмета и в области новаторской разработки сложнейших педагогических, учебных и гуманитарных проблем.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ