Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шварц, Иван Григорьевич

Шварц, Иван Григорьевич

Другое

профессор эстетики Московского университета, просветитель, мартинист, сподвижник Н


Иван Григорьевич Шварц (варианты отчества: Георгиевич, Егорович), (нем. Johann Georg Schwarz, вариант: von Schwartz), (1751—1784) — профессор эстетики Московского университета, просветитель, мартинист, сподвижник Н. И. Новикова и А. Ф. Лабзина.

Биография

О его происхождении, детстве, воспитании и юности — мало что известно; Шварц происходил из немецкой семьи, известно что, в 1770-х годах Шварц учился в университетах Галле и Йены.

Приезду Шварца в Россию, как и вообще исполнению всех его просветительных замыслов, много способствовали мартинисты. Благодаря им Шварц познакомился в Германии с путешествовавшим там князем И. С. Гагариным, главой русского масонства шведской системы. Князь Гагарин предложил молодому учёному место воспитателя в доме своего родственника А. М. Рахманова, проживавшего в Могилёве. Шварц принял это предложение и в апреле 1776 года прибыл в Могилёв.

Спустя некоторое время, Шварц выехал ненадолго в Москву, где, благодаря поручительству В. И. Майкова, был принят в ложу наместного мастера князя Трубецкого. Возвратившись в Могилёв, Шварц учредил масонскую ложу. Через некоторое время он отбыл с масонским поручением в Митаву. По возвращении из Митавы был избран могилёвскими масонами мастером стула их ложи.

Переезд в Москву

В 1779 году, после смерти Рахманова, Шварц перебрался в Москву, где благодаря влиянию М. М. Хераскова получил место лектора немецкого языка при Университете.

Педагогическая и просветительская деятельность

С 1780 года Шварц в течение двух лет был профессором немецкого языка и литературы Московского университета. Конфликты с некоторыми коллегами, и в частности с куратором университета И. И. Мелиссино, из-за принадлежности Шварца к масонству, привели к его понижению в должности до «гонорарного профессора». Шварц стал первым преподавателем эстетики Московского университета, прочитав в 1782 году первую лекцию по курсу «эстетика». Полный энтузиазма приступил Шварц к просветительской деятельности. Заметив недочеты в постановке университетского преподавания и вообще школьного дела в России, Шварц в публичных чтениях на торжественных актах Университета, в конференции, в публичных лекциях и частных разговорах доказывал необходимость изменения способов воспитания и обучения русских детей. Его педагогические идеи были очень ценны для русского общества XVIII века. Шварц замыслил создать общество, цель которого была по возможности распространять правила разумного воспитания. Предполагалось, что общество это примкнет к типографическому предприятию Н. И. Новикова по переводу и изданию полезных книг, будет стараться в привлечении в Россию иностранцев, действительно способных воспитывать русское юношество или, что ещё лучше, воспитает на свой счет учителей из русских. Московское общество, в короткое время успевшее узнать и полюбить Шварца, восторгалось проектом, но относило его к утопическим, Общество, в которое попал в Москве Шварц, — «явление, не повторяющееся в истории русского просвещения». Его составляли М. М. Херасков, братья кн. Трубецкие, С. И. Гамалея, И. В. Лопухин, А. И. Новиков и Н. И. Новиков, с которым вскоре после переезда в Москву познакомился Шварц.

«Однажды, — писал Новиков, — пришел ко мне немчик, с которым я, поговоря, сделался всю жизнь до самой его смерти неразлучным».

Приезд Шварца в Москву совпал с эпохой, когда русские масоны в ней начали стремиться к объединению, хотя бы небольшого их числа, но действительно энергичных масонов. В 1780 году в таких целях была учреждена «тайная сиенцифическая ложа Гармония»; в числе 8-ми членов её был и Шварц. Масонские связи в Москве очень много помогли Шварцу в осуществлении целого ряда просветительских учреждений. Шварц с удивительной настойчивостью и энергией проводивший в жизнь свои идеалы достиг того, что конференция Московского Университета обратила внимание на его проекты преобразования школы и предложила ему в 1779 году заняться составлением подробных планов воспитания и необходимых для этого учебников.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ