Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шапшал, Серая Маркович

Шапшал, Серая Маркович

Другое

20 мая 1873 - 18 ноября 1961

верховный иерарх, глава караимских религиозных общин


Серая (Сергей) Маркович (Мордехаевич) Шапшал (польск. Seraja Szapsza или Jego Exellencja Szapsza Hady Seraja Han — «Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал»; 8 (20 мая) 1873, Бахчисарай — 18 ноября 1961, Вильнюс) — караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, позднее гахам — верховный иерарх, глава караимских религиозных общин.

Биография

Родился в семье садовода. С 1884 в Санкт-Петербурге учился сначала в Охтенском ремесленном училище, затем в гимназии. Окончив гимназию в 1894, поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Окончил университет в 1899 и был оставлен при университете.

В 1901—1908 был направлен российским МИДом в Иран, где изучал персидский язык, преподавал русский язык и общеобразовательные предметы в Тебризе. Давал уроки принцу Мохаммед-Али, ставшему впоследствии шахом. Шапшал сумел расположить к себе Мохаммеда-Али, не чаявшем в молодом европейски воспитанном человеке души. Без Шапшала шах ничего не предпринимал и в тяжелые минуты своего царствования поступал так, как диктовал ему Шапшал.. В истории с разгоном шахом меджлиса Шапшал сыграл не последнюю роль. В 1908 году шах расстался со своим учителем и Шапшал возвратился в Россию.

По возвращении работал переводчиком восточных языков в Министерстве иностранных дел. В 1909 - 1916 гг. также состоял лектором турецкого языка в Петербургском университете на факультете восточных языков. В 1915 году избран гахамом Караимского духовного правления Таврического и Одесского в Евпатории. Следует отметить, что в своей автобиографии, а затем и в её многочисленных переизданиях С. М. Шапшал упоминал о том, что «в марте 1919 г., находясь в Крыму и преследуемый деникинцами за своё открытое сочувствие советскому строю, он был вынужден во избежание ареста выехать на Кавказ, а оттуда в Турцию». Но, судя по архивным документам, С. М. Шапшал находился в Крыму и продолжал выполнять свои непосредственные обязанности вплоть до начала 1920 г., участвуя в заседаниях Караимского Национального Совета. Вероятнее всего, С. М. Шапшал покинул Крым лишь в январе 1920 г., отправившись сначала на Кавказ, а затем — в Турцию, в Стамбул, где устроился переводчиком в одном из банков.

Избран гахамом караимских общин Польши и Литвы в 1928, отрёкся от должности в 1940 году, после прихода в Литве и Восточной Польше Советской власти, однако в годы немецкой оккупации Литвы и Польши де-факто вновь стал исполнять обязанности гахама (гахана). В 1939 г. Шапшал, используя связи среди русской общины в Германии, обратился в расовое бюро министерства внутренних дел германского рейха с просьбой об изучении вопроса об этническом происхождении караимов. После оккупации немецкими войсками населённых караимами областей Восточной Европы это обращение было тщательно рассмотрено германской администрацией на предмет нееврейского происхождения караимов: были привлечены три крупнейших историка-специалиста по истории караимов — Зелик Калманович, Меир Балабан и Ицхак (Игнацы) Шипер. Несмотря на то, что все трое были до войны яростными противниками теории о тюркском происхождении караимов, в своем заключении они поддержали теорию С. Шапшала и тем самым спасли европейских караимов от Холокоста.

В 1945 году повторно официально отрекся от должности караимского гахана, обратившись с соответствующим заявлением к Уполномоченному по делам религиозных культов при Совете Министров Литовской ССР. Работал научным сотрудником Института истории Литовской Академии наук. Подготовил совместно с тюркологом Николаем Баскаковым и польскими ориенталистами (Ананьяш Зайончковский, Александр Дубинский) трёхъязычный «Караимско-русско-польский словарь», в сокращённом виде вышедший в 1974 в Москве.

Шапшал собрал уникальную коллекцию караимских древностей и предметов караимского быта, произведений декоративно-прикладного искусства, документов, а также восточного оружия, представив его в качестве караимского. Был инициатором создания в Троках караимского музея. Строительство здания музея, начатое в 1938, финансировало правительство Польши. Ныне часть коллекции Шапшала входит в экспозицию Караимского музея в Тракае, часть хранится в Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ