Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чуйко, Виктор Михайлович

Чуйко, Виктор Михайлович

Чиновники

День рождения 23 ноября 1931

советский и российский государственный деятель, организатор авиационной промышленности, учёный и конструктор авиационных двигателей


Виктор Михайлович Чуйко (род. 23 ноября 1931, с. Кременчуг-Константиновское, Баксанский район, Кабардино-Балкарская автономная область, РСФСР, СССР) — советский и российский государственный деятель, организатор авиационной промышленности, учёный и конструктор авиационных двигателей. Доктор технических наук, профессор. Лауреат премии Совета Министров СССР, премии Правительства Российской Федерации и Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники.

Биография

Происхождение

Виктор Михайлович Чуйко родился 23 ноября 1931 года в с. Кременчуг-Константиновское Баксанского района Кабардино-Балкарской автономной области. Его отец, Михаил Дмитриевич Чуйко, был родом из бедной крестьянской семьи. В годы становления Советской власти первым возглавил комсомольскую ячейку в своём селе, стоял у истоков кооперативного движения в Кременчуг-Константиновке. Умер в результате сильной простуды, когда сыну исполнилось полтора года. Мама, Мавра Захаровна Чуйко (девичья фамилия — Иванько), выросшая в семье крепких середняков, трудилась в колхозе. В предвоенные годы отца Виктору заменил отчим, Фёдор Волошин, с которым у мальчика сложились хорошие отношения. В начале Великой Отечественной войны отчим Виктора погиб на фронте.

Воспитывая сына, Мавра Захаровна опиралась на помощь матери покойного мужа, Варвары Чуйко, и своих родителей — Захара и Степаниды Иванько. Дед, грамотный и рассудительный человек, единственный среди односельчан выписывал из Москвы специальную литературу по сельскому хозяйству и успешно применял знания на практике — был отличным садоводом. У Виктора было немало и своих книг — их, бывая в Нальчике и Пятигорске, постоянно покупала мама.

Хроника профессиональной деятельности

  • 1950: окончил Кременчуг-Константиновскую среднюю школу с золотой медалью. (Это была первая медаль за всю историю существования школы).
«Меня с детства привлекала авиация. Как и многие мальчишки, мечтал стать летчиком. Но наш классный руководитель, учитель математики Георгий Талтабаниди, все же сумел переубедить меня. „Лучше поступай в авиационный институт, коль уж так хочешь послужить любимому делу“, — говорил он. Возможно, уже тогда видел во мне задатки конструктора авиадвигателей? Так или иначе, а его мнение, которым я очень дорожил, окончательно развеяло мои сомнения. Я твердо решил поступать в авиационный институт на моторный факультет, поскольку у нас в селе к моторам всегда было уважительное отношение».

— В. М. Чуйко.

  • 1950—1956: учёба на моторном факультете Харьковского авиационного института. Окончил вуз, получив диплом с отличием;
  • 1956—1970: работа в ОКБ завода № 478 (в дальнейшем — Государственное союзное ОКБ № 478, с 1966 — Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс»). Инженер-конструктор 3-й категории в бригаде компрессоров, старший инженер, инженер-конструктор 2-й, затем 1-й категории, начальник бригады запуска двигателя, ведущий конструктор, начальник отдела надёжности — заместитель начальника КБ;
  • 1970—1979: заместитель главного конструктора ЗМКБ «Прогресс»;
  • 1972: защитил в Харьковском авиационном институте диссертацию на соискание учёной степени «кандидат технических наук»;
  • 1979—1981: заместитель начальника 3-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР, курировал разработку опытных двигателей;
  • 1981—1984: главный инженер 3 ГУ МАП СССР;
  • август 1984 — ноябрь 1991: заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению;
  • 1985—1991: одновременно преподавал в Центральном институте повышения квалификации кадров авиационной промышленности;
  • 1990: защитил диссертацию на соискание учёной степени «доктор технических наук». Присвоено учёное звание «профессор»;
  • с 1991: президент, генеральный директор Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД).

Работа в ЗМКБ «Прогресс»

В ЗМКБ «Прогресс» Чуйко работал вместе с талантливыми конструкторами, такими как А.Г. Ивченко, В.А. Лотарёв, А.К. Пантелеев, А.Н. Зленко, А.М. Анашкин, Ф.М. Муравченко. Виктор Михайлович участвовал в разработке и освоении авиационных двигателей АИ-24, АИ-25, АИ-9. Большой вклад Чуйко внёс в разработку двигателя АИ-25, который был у него любимым. Многие оригинальные технические решения, использованные в конструкции двигателя АИ-25 и в техпроцессах по его производству, были выполнены на уровне изобретений и внедрены при непосредственном участии Чуйко. Так Чуйко и заводские конструкторы совместными усилиями увеличили гарантийный ресурс двигателя АИ-25 до 3500 часов, а назначенный ресурс до 18000 часов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ