Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чжоу Фан: биография

Свиток «Придворные дамы, играющие в нарды» имеет небольшие размеры (30х69см) и представляет собой южносунскую (XII — нач. XIII века) копию с оригинала VIII века. На нём изображены две немолодые наложницы, играющие в нарды (эта игра пришла в Китай из западной Индии, известно, что первым её любителем был знаменитый вэйский поэт Цао Чжи (192-232гг). На свитке изображена обыденная сценка в гареме, и несмотря на то, что речь идёт об игре, в картине не ощущается настроение азарта. Одна молодая наложница, облокотившись на служанку, следит за игрой, другая стоит в стороне рядом с евнухом, издали наблюдая за происходящим. Две служанки слева тащат тяжёлый кувшин. Композиция свитка состоит из трёх людских групп, расположенных симметрично.

Свиток «Придворные дамы слушающие игру на цине» тоже скромен по размеру (28х75см), и отображает всё ту же тему — быт гарема, и развлечения, которые могут позволить себе императорские наложницы. Одна из наложниц играет на цине какую-то, судя по лицам, грустную мелодию, две другие внимательно слушают музыку, служанки застыли в позах почтения. В картине есть настроение грусти и меланхолии, которое ещё более рельефно выражено в другом свитке — «Придворные дамы с цветами в причёсках».

Это произведение — несомненный шедевр в творчестве Чжоу Фана. Пожалуй, это единственная работа, которая подтверждает ту высокую характеристику его творчества, которую давали древние критики. Исследователи также допускают, что этот свиток может быть оригиналом кисти самого Чжоу Фана, или какого-либо из его учеников. Он имеет внушительные размеры — 46х180 см.

Очень редко китайская живопись бывает столь изысканной и чувственной. Изображённые на свитке дамы сами по себе являются произведениями искусства. У них густо напудренные белые лица, с маленькими губами и модными бровями «крылья мотылька», а их высокие причёски имеют скульптурные формы и убраны цветами и ювелирными украшениями. Хотя их лица скрыты и превращены в одинаковые маски, их тела обнаруживают себя под полупрозрачными одеждами. Сквозь газовые платья, выполненные в мягких тонах, видно украшенное узором нижнее бельё, манящее глаз зрителя найти под ним нежное женское тело. В силу явной эротичности, этот свиток вызывает у исследователей сомнения в отношении чисто эстетических намерений художника. В картине не происходит никаких событий, не изображено никакой деятельности; вместо этого художник сосредоточился на передаче специфического ощущения женственности и настроения меланхолии и томления, присущего наложницам императорского дворца. Они не смотрят друг на друга, но поглощены какой-то неясной смесью женских чувств.

В исторических анналах сохранились названия других картин Чжоу Фана. Там есть работы на военные темы, портреты Конфуция и сцены из его жизни, женские и мужские портреты. Своё описание художника Чжу Цзинсюань заканчивает так: «Созданные Фаном изображения будд, небожителей, мужчин и женщин — все как один принадлежат к категории „божественные“, а вот рисуя оседланных лошадей, зверей и птиц, растения и камни, он не мог добиться совершенства».

Галерея

  • Придворные дамы играющие в нарды. деталь.

  • Придворные дамы с цветами в причёсках. Левая часть свитка.

  • Придворные дамы с цветами в причёсках. Правая часть свитка.

  • Придворные дамы, купающие детей. Сунская копия работы Чжоу Фана. 11в., Музей Метрополитен, Н-Й

  • Женщина с детьми. Минская копия работы Чжоу Фана. Музей Метрополитен, Н-Й.

Список произведений Чжоу Фана

(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yan» University of California Press. 1980, pp 7-8)

  • Дама с веером. Дворцовый музей, Пекин. Большой свиток, традиционно приписываемый Чжоу Фану. (Ранняя копия?). Грубо переписан. Более поздняя и полная версия этой композиции хранится в коллекции Мура в Галерее искусства Йельского Университета и также приписывается Чжоу Фану.
  • Придворные дамы с цветами в причёсках. Ляонин, Музей провинции. Свиток. Это старейший и самый прекрасный свиток их всех, которые приписываются Чжоу Фану. Стоят печати эры Шао Син (1131-63) и владельцев из более поздних времён.
  • Посланник от варваров приносит в дар белую антилопу. Дворцовый музей, Тайбэй. Большой альбомный лист. Вероятно, фрагмент более обширной композиции. Имя художника надписано рукой императора Хуэй Цзуна. Стоят печати императоров Чжанцзуна и Цяньлуна.
  • Две сидящие дамы, занятые сочинением стихов. Дворцовый музей, Тайбэй. Большой альбомный лист. Приписывается Чжоу Фану. Стоят печати Лян Цинбяо. Минская (?) копия ранней работы.
  • Пятеро учёных наслаждаются музыкой под сосной. Дворцовый музей, Тайбэй. Приписывается. Минская копия старинной композиции существующей и в других версиях и копиях.
  • Фея Ма-Гу и другие персонажи. Приписывается. Ранее хранилась в Национальном музее Пекина.
  • Семь музицирующих женщин. Короткий свиток. Копия работы, выполненной в манере Чжоу Фана. Местонахождение неизвестно.
  • Дама, держащая веер. Интерполированная подпись. Печати Хуэйцзуна и Гаоцзуна. Минская работа.
  • Старик, играющий на цине. Галерея Фрир, Вашингтон. Большой альбомный лист. Приписывается. Выполнен в период поздней Мин, возможно произведение Чэнь Чуна.
  • Три женщины, камни и банановое дерево. Галерея Фрир, Вашингтон. Возможно, копия, выполненная по рисунку мастера. Сильно повреждена и отреставрирована.
  • Женщина, сидящая на полу перед пяльцами. Галерея Фрир, Вашингтон. Копия более ранней работы.
  • Ши Мяо и телёнок. Галерея Фрир, Вашингтон. Вэйский чиновник Ши Мяо, переезжая в иной округ, оставляет телёнка, рождённого на старом месте службы. Свиток в манере бай-мяо, тушь по бумаге. Существуют другие версии этого сюжета.
  • Дамы, играющие в нарды. Галерея Фрир, Вашингтон. Свиток, тушь и краски по шёлку. Приписывается. Ранняя копия (?). Минская копия этой картины хранится в Дворцовом музее Тайбэя.
  • Придворные дамы, слушающие игру на цине. Музей Нельсона-Аткинса, Канзас Сити. Короткий свиток. Вероятно, сунская копия, сделанная с более ранней работы.
  • Пять женщин, играющих с детьми и моющие их. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Приписывается. Копия старинной композиции. Существуют иные версии этого сюжета, одна из которых принадлежит Чжоу Вэньцзюю.
  • Женщина с детьми. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Приписывается. Копия, сделанная со старинной работы.
  • Дамы с веерами. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Приписывается. Копия, сделанная со старинной работы.

Литература

  • «Всеобщая история искусств», т.2, кн. 2. — М.: «Искусство», 1961.
  • Т. А. Пострелова «Академия живописи в Китае в X—XIII вв.» — Москва: «Наука», 1976.
  • Е. В. Завадская «Эстетические проблемы живописи старого Китая» — Москва: «Искусство», 1975
  • Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал» — М.: «Наука». 1978.
  • Чжу Цзинсюань «Записи о прославленных художниках династии Тан» //журнал «Народы Азии и Африки», № 6 — М. 1989
  • «Three Thousand Years of Chinese Painting» — Yale University Press, 1997

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ