Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Цанкар, Иван: биография

В ноябре 1915 г. Цанкара призвали в армию и отправили в Югендбунд, в южную Австрию, но из-за слабого здоровья он был через месяц отпущен и вернулся на Рожник. В августе 1917 г. переселился в центр Любляны. В конце октября Цанкар 1918 г. упал, получил сотрясение мозга; не успев оправиться от него, заболел гриппом, перешедшим в воспаление легких, и 11 декабря умер. Похоронен в Любляне, на кладбище Жале, вместе с товарищами по перу — Йосипом Мурном, Драготином Кетте и Отоном Жупанчичем, в так называемой «общей гробнице модернизма».

Цанкар был слаб физически, но отличался силой духа. Он был умён, полон парадоксов, иронии и сарказма; вместе с тем сентиментален и склонен к мечтательности, с развитым этическим чувством.

Творчество

Иван Цанкар начал писать еще в студенческие годы. В его первом опубликованном произведении — балладе «Иван Кациянар» (словен. Ivan Kacijanar, 1893) чувствуется влияние наиболее известного словенского писателя А. Ашкерца, в стихотворениях 1894—1896 гг. — влияние словенского поэта-лирика С. Грегорчича. Публиковал свои произведения в издании «Люблянский колокол» (словен. Ljubljanski zvon) и других изданиях.

Знакомство с новейшими течениями европейской литературы — натурализмом и декадансом привело к появлению в творчестве Цанкара иронии и скепсиса. Некоторое время увлекался Метерлинком. В 1899 г. вышел первый сборник его поэзии «Эротика» (словен. Erotika), наряду с вышедшим в том же году сборником Отона Жупанчича «Чаша опьянения» (словен. aa opojnosti), ознаменовавший начало словенского модерна в литературе. В первом поэтическом сборнике собрана юношеская любовная поэзия. В том же году вышел второй сборник — «Виньетки» (словен. Vinjete). Выход этих книг вызвал скандал. По приказу люблянского архиепископа Еглича, весь тираж «Эротики» был скуплен и сожжён. Цанкар, признавший сильное чужое влияние на стихи этого сборника, пересмотрел и улучшил его состав и подготовил новое издание (1902). Во время учебы в Венском университете Цанкар знакомится с творчеством русских писателей — Льва Толстого, Н. В. Гоголя, в особенности Ф. М. Достоевского, оказавшего на него сильное впечатление; тогда же познакомился с драмами Г. Ибсена и Шекспира, которого переводил на словенский язык (словен. Hamlet, 1899; словен. Romeo in Julija, 1904). Он оставил поэзию и начал писать прозаические и драматические произведения, в которых заметны влияния романтизма, натурализма, декаданса, символизма и импрессионизма. В 1901 г. Цанкар опубликовал первый сатирический роман из жизни художников «Чужие» (словен. Tujci), направленный против мещанства и обывательщины. В письме брату Цанкар писал: «Эта вещь меня очень радует, и я пишу её очень легко, потому что я сам — герой. До начала третьей части все пойдет близко к действительности, а потом придет трагический конец. Лучшие абзацы — философские и сатирические».

В том же году (1901) появилась едкая сатира на показной патриотизм и национальный либерализм — комедия «Для блага народа» (слов. Za narodov blagor), которую Цанкар начал писать ещё в 1898 г. За этой пьесой вышли в свет другие сатирические произведения — «Жизнь и смерть Петра Новляна» (словен. ivljenje in smrt Petra Novljana, 1903), «Госпожа Юдит» (словен. Gospa Judit, 1904), «В лунном свете» (словен. V meseini, 1905), «Мартин Качур» (словен. Martin Kaur, 1906), «Алеш из Разора» (словен. Ale iz Razora, 1907), «Истории из долины Шент-Флорианской» (словен. Zgodbe iz doline entflorjanske, 1908) и др. Те же актуальные общественные вопросы, но в форме политической драмы, поднимаются в «Короле Бетайновы» (словен. Kralj na Betajnovi, 1904).

В 1907 г. Цанкар опубликовал свою наиболее известную повесть «Батрак Ерней и его право» (словен. Hlapec Jernej in njegovapravica), посвященную тяжёлому положению словенского сельского населения. В 1902 г. вышел роман Цанкара «На улице бедняков» (словен. Na klancu), в 1904 г. — роман «Крест на горе» (словен. Kri na gori). В этих произведениях, в противовес сатирам, Цанкар показывает положительный идеал — любовь к родине, Богу, которую привила ему его мать, терпеливо сносившая тяготы жизни и сохранявшая живую веру и бескрайнюю любовь. В письме брату (27 июля 1902 г.) По словам Цанкара, роман словен. Na klancu — «прекрасный памятник матери». Этот роман — рассказ о жизни бедняков, проникнутый острым чувством сострадания. Некоторые страницы романа, рассказывающего о полной лишений жизни одной семьи, основаны на реальных жизненных ситуациях. В творчестве Цанкара зрелой поры усиливаются гуманистические мотивы: это новеллы о венской жизни, особенно о жизни чешских сирот и рабочих — словен. Spomladi (Весной), словен. Brez doma (Без дома), словен. Ottakring (Оттакринг), словен. Zdenko Petersilka (Зденко Петерсилька) и др.; повести (напр., «Обитель Марии Заступницы» (словен. Hia Marije Pomonice, 1904), рассказывающие о жизни в венских рабочих предместьях. Свидетельством полной сочувствия и понимания любви к убогим, терпящим лишения, утрачивающим веру и надежду, является сборник «За крестом» (словен. Za kriem, 1909), который Цанкар считал своей лучшей книгой до «Видений из сна» (словен. Podobe iz sanj, 1917) — цикла новелл и стихотворений в прозе, где отразились впечатления писателя от первой мировой войны и раздумья о будущем. Его автобиография (1914) и ряд небольших очерков-рассказов, собранных в книгу «Моя жизнь» (словен. Moje ivljenje, 1920) являются образцами психологической прозы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ