Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Хримян, Мкртич: биография

В 1895—1896 годах во время массовых убийств армянского населения в Западной Армении, которые были организованы турецкими властями, Мкртич I не раз письменно обращался к русским политикам и даже к самому Николаю II с просьбой вмешаться и заставить турок прекратить резню. В эти дни католикос лично помогал и прятал западно-армянских беженцев в Эчмиадзине, собирал пожертвования с целью размещения беженцев в Восточной Армении.

Конфликт с российским самодержавием

Весьма многим русским политикам не нравился твёрдый и неуступчивый характер Мкртича I. В 1903—1905 годы Хримян подвергался осуждению со стороны русской творческой интеллигенции, политических и военных деятелей. Одним из ярых противников католикоса был главнокомандующий военными силами России на Кавказе Г. С. Голицын (1838—1907). Другим противником был министр внутренних дел В. К. фон Плеве. 12 июня 1903 года император Николай II издал указ о конфискации армянского церковного и школьного имущества, пролоббированный Плеве и князем Голицыным. Католикос Мкртич I как глава Армянской церкви выступил против этого указа. Он запретил армянским священнослужителям хоть как-то подчиняться этому указу. Он возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и даже рискнул написать самому Николаю II письмо, в котором просил открыть все армянские школы и не закрывать духовную семинарию. Хримян также отверг указ Петра Столыпина, по которому все кавказские народы должны были проводить все клятвенные церемонии на русском языке. В мае 1904 года Голицын способствовал подготовке политического процесса над Эчмиадзинским престолом во главе с Мкртичем I Хримяном. События того времени были отражены в работе русского историка С. С. Ольденбурга «Царствование Императора Николая II», в которой говорилось, что армянский католикос и его подчинённые выделяли значительные средства для поддержки армянских национальных организаций в России и Турции. Это было правдой, - истина же заключалась в том, что армянские национал-революционеры представляли угрозу для Турции, но не для России.

Между тем, протестная кампания армянского народа увенчалась успехом: 1 августа 1905 Николай II подписал указ о возвращении Армянской церкви конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.

Последние годы и смерть

5 августа 1906 года Мкртич I Хримян созвал «Национальное собрание армян России» в Эчмиадзине. На этом собрании присутствовало 60 делегатов и 200 гостей. Целью собрания было урегулирование конфликтов внутри церкви и общества. Собрание, однако, было разогнано властями.

Самой главной целью и мечтой Мкртича I Хримяна всегда было освобождение армян от гнёта и спасение их от физического уничтожения. Он хотел собрать армян, разбросанных по всему свету, на родной земле и создать для них такие условия, при которых армянам больше не нужно будет покидать свою родину. 10 марта 1905 года патриотическим кондаком он призвал всех армян, живущих на чужбине, вернуться обратно на родину.

Католикос всех армян Мкртич I Хримян скончался 29 октября 1907 года на 87-м году жизни в Эчмиадзинском монастыре. Айк Ачемян в своей книге «Аёц Айрик» (Отец армян) писал, что по решению Эчмиадзинского Синода и монастырской общины тело Мкртича I Хримяна должны были похоронить рядом с его предшественником католикосом Макаром I Тегутеци, однако в связи с резкими протестами верующих место захоронения было перенесено.

Мкртич I Хримян был погребён во вторник, 6 ноября 1907 года. Его похоронили в подворье храма Эчмиадзина, рядом с другим заслуженным католикосом Нерсесом V Аштаракеци. Посмертную маску Хримяна Айрика снял будущий народный художник СССР Сергей Меркуров. Сегодня она хранится в доме-музее художника в Гюмри.

Награды

  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Белого Орла
  • Орден Святой Анны I степени
  • Орден Святого Станислава I степени

Литература

  • «Святейший Айрик в Баку» / С. М. Цоцикян. — Баку : Арор, 1868
  • «Католикос всех армян Хримян Айрик». — Тифлис, 1893
  • «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 г.» 2-е изд., М., 1896
  • Linch H. F. B., «Armenia Travels and Studies», London, 1901.
  • Ованес Туманян, «Один день Хримян Айрика», 1907.
  • Ованес Туманян, «Два отца», 1907.
  • «Хримян Айрик», Париж, 1925.
  • А. Ачемян, «Айоц Айрик (Отец армян)», Тавриз, 1927.
  • А. Еремян, «Памятник Ван-Васпуракана», Т. 1, Александрия, 1929.
  • В. Палчян, «Хримян Айрик в качестве воспитателя», Букреш, 1943.
  • Г. Гюзалян, «Хримян Айрик (мир идей)», Бейрут, 1962.
  • Р. Ованнисян, «Западноармянское национально-освободительное движение и организация Защитники Отечества», Карина, Ереван, 1965.
  • Аветик Исаакян, «Мкртич Хримян», Гуманизм Исаакяна, Издательство «Айастан», Ереван, 1975.
  • М.Г. Нерсисян. «Происхождение Армянского вопроса» // История армянского народа. — Второе дополненное. — Ереван: Издательство Ереванского Университета, 1985. — С. 273-280. — 528 с.
  • «Армянский вопрос» / Под ред. К. С. Худавердяна. Ер., 1991
  • Месроп Архиепископ Ашчян, «Страницы из истории Армянской Церкви. Ереван», 1994, С. 113—120.
  • «Хримян Айрик и царский деспотизм» (1903—1907) // Документальные материалы из истории Армянской Церкви. Составитель С.Бейбутян (1-15). Книга 7. Ер,. 2000
  • Крбекян В. Г., «Дипломатические миссии Константинопольского Армянского Патриаршества в Санкт-Петербурге и в Европе накануне Берлинского конгресса (1878 г.)», Материалы Международной Академической Конференции «Armenia and the christian east», Санкт-Петербург, 27-30 июня, 2001.
  • Тунян В. Г. «Последний период патриаршества Хримяна 1904—1907 гг.» Ер., 2003
  • Ноев Ковчег. Информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СНГ. N 6 (64) Июль 2003 года

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ