Фараон Древнего Египта | |||||
| |||||
Фрагмент статуи Хоремхеба. Музей истории искусств. Вена | |||||
Хронология |
| ||||
Захоронение | Долина Царей (гробница KV 57) | ||||
Хоремхеб на Викискладе |
Хоремхеб (прав. Хар-ма-ху) или Хармхаб — древнеегипетский сановник и военачальник, впоследствии ставший фараоном Древнего Египта, правивший приблизительно в 1319 — 1292 годах до н. э., последний из XVIII династии (по мнению отдельных исследователей, его можно считать первым фараоном XIX династии).
Основные письменные источники
- Лейденские фрагменты — блоки с изображениями Хоремхеба и текстами, касающимися его карьеры при Эхнатоне.
- Александрийский фрагмент — текст, состоящий из одиннадцати строк, повествующий о поездке Хоремхеба на юг за данью для одного из преемников Эхнатона.
- Коронационный декрет — важнейший письменный источник времени Хоремхеба, повествующий о его юности, карьере при дворе, воцарении и первых годах правления.
- Эдикт Хоремхеба — уникальный памятник в виде стелы, в тексте которой Хоремхеб выступает гарантом прав немху (означает «сироты», конечно, в переносном смысле) — неродовитых служилых людей, снижает их подати государству, провозглашает «устав защиты» воинства, устанавливает новый распорядок дворцовых служб.
Царствование
Приход к власти
Хоремхеб происходит из рода номархов города Ха-ниса (Хутнисут; то есть «Дом царя»), главного города 18-го нома Верхнего Египта. Город Ха-ниса в памятниках является и под другим именем, Ха-бенну, то есть «Город Феникса»; это Гиппонон греческих писателей, Алебастрополь географа Птолемея. В честь местного бога Хора, «владыки Хутнисут», будущий фараон получил имя Хор-ем-хеб (букв. «Хор, в празднестве»), ему же он приписывал своё возвышение. Родители Хоремхеба неизвестны, и сам он в своих надписях никогда не называет их.
В царствование Эхнатона Хоремхеб занимал ряд административных и военных должностей. Возможно, Хоремхеб фигурирует в документах амарнского периода как Паатонемхеб (Па-Атон-ем-хеб — то есть «Атон, присутствующий на празднике»). Это имя, засвидетельствованное в гробнице № 24 в Тель эль-Амарне (егип. Ахетатоне), по мнению ряда историков, было новым именем Хоремхеба, принятым им в угоду культа Атона, проповедуемому Эхнатоном.
При слабых преемниках Эхнатона Хоремхеб, постепенно возвышаясь по лестнице должностей и званий, занял ряд крупнейших постов в государстве. При Тутанхамоне он занимал высокий военный пост, командуя войсками во время азиатского похода. Весьма возможно, что в эту эпоху вся реальная власть находилась в его руках. На стенах своей гробницы в Саккара, которая была построена в то время когда он был всё ещё только чиновником, он называл себя «величайшим из великих, могущественнейшим из могущественных, великим повелителем народа… избранником царя, главенствующим над Обеими Странами (то есть Нижним и Верхним Египтом) в управлении, военачальником над военачальниками Двух Стран». Его политическое влияние в это время было весьма значительным, при том нужно учесть, что звание «повелителя» (дословно «того, кто при подданных») свойственно престолонаследникам и могущественнейшим временщикам.
После смерти Эйе, Хоремхеб, опираясь на армию, занял трон фараонов, в чём ему, по всей видимости, усердно помогало жречество бога Амона. Захватив царскую власть в свои руки, Хоремхеб изобразил эту узурпацию как выполнение непосредственной воли богов. В своей надписи он пишет о том, что «сердце… бога… пожелало возвести своего сына на свой вечный престол и поэтому бог проследовал с ликованием в Фивы… со своим сыном в объятиях… чтобы привести его к Амону, чтобы облечь его в сан царя». Для того чтобы закрепить своё положение на престоле, Хоремхеб женился на Мутнеджмет, которую большинство историков считают младшей сестрой Нефертити, хотя это не подтверждено документальными источниками.