Хондзинский Николай Павлович (23 мая 1985 года) — российский дирижёр, основатель Камерной капеллы «Русская консерватория».
Биография
Родился 23 мая 1985 года в Москве в семье музыканта Павла Хондзинского (ныне протоиерей, доктор богословия).
В 2004 году окончил Колледж им. Гнесиных (факультет хорового дирижирования, класс доцента В. А. Калинина). В 2011 году с отличием окончил факультет оперно-симфонического дирижирования МГК им. П. И. Чайковского, (класс профессора Л. В. Николаева — дирижирование, класс профессора Ю. Б. Абдокова — композиция и оркестровка). С 2008 по 2011 год занимался в классе профессора Санкт-Петербургской консерватории, Народного артиста России Э. А. Серова.
Лауреат Премии правительства Москвы (2014), лауреат Премии им. Бориса Чайковского (2008). Лауреат Международных и Всероссийских фестивалей (2009, 2010), номинант Российской Национальной театральной премии «Арлекин» (Театр «Русская опера», Э. Хумпердинк «Гензель и Гретель», 2010) и др.
Творческая деятельность
Основатель, художественный руководитель и дирижер Камерной капеллы «Русская консерватория» (2008) — коллектива, снискавшего репутацию первооткрывателя незаслуженно забытых шедевров отечественной музыки ХХ столетия и не известных в России памятников европейского музыкального Барокко. Среди мировых и российских премьер, проведенных капеллой под руководством Хондзинского: Я. Д. Зеленка — первое исполнение «Gloria», для солистов хора и оркестра (Театральный зал ММДМ, 2010 г.); первое исполнение в России «Miserere» ZWV 57 для солистов хора и оркестра (Евангелически-лютеранский собор Петра и Павла, 2009г.); первое исполнение в России «Miserere» ZWV 56 для солистов хора и оркестра (Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы, 2011 г.); первое исполнение «Kyrie»,"Sanctus","Agnus Dei", для хора и оркестра (Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы, 2012 г.); первое исполнение в России практически всех оркестровых сочинений; И. С. Бах — первое исполнение в России ряда духовных кантат, инструментальных сочинений (2009—2014); Г. В. Свиридов — первое исполнение хоров из цикла «Песни Безвременья» (Светлановский зал ММДМ, 2012 г.); Ю. Б. Абдоков — первое исполнение музыки балета «Осенние молитвы» (Театральный зал ММДМ, 2010 г.); первое исполнение поэмы для оркестра «На грани таянья и льда» (Рахманиновский зал МГК им. Чайковского, 2013 г.), первое исполнение Элегической поэмы для скрипки соло и струнного оркестра (Малый зал МГК им. Чайковского, 2013 г.), первое исполнение Поэмы для оркестра «Птицы под дождем» (Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы, 2014 г.); и др.
По мнению английского рецензента Марка Робертса (W. Mark Roberts, «DSCH Journal»), записи, сделанные «Русской консерваторией» под руководством Николая Хондзинского, «вряд ли кто-то сможет превзойти по качеству в обозримом будущем». Не менее высокую оценку мастерству Николая Хондзинского дал Народный артист России Карэн Хачатурян, назвав его дирижерскую работу «блистательной», а самого маэстро — «одним из самых ярких и талантливых музыкантов нового поколения».
Как приглашенный дирижер сотрудничал с Мариинским театром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Волгоградским Академическим Симфоническим оркестром,The Universal Ballet Company (Сеул, Южная Корея), Государственным Академическим Симфоническим оркестром им. Светланова, Рязанским Музыкальным театром (Главный дирижер в сезоне 2011—2012), Екатеринбургским камерным хором «Доместик», Архангельским Государственным камерным оркестром, балетной труппой «Кремлёвский балет», театрами «Русская опера», «Балет Москва» и др. Редактировал и впервые исполнил в наше время ряд вокально-оркестровых и инструментальных сочинений Я. Д. Зеленки, А. Вивальди, И. Г. Пизенделя. Автор проекта по первому исполнению в России всех духовных кантат И. С. Баха. Автор проекта «Terra barocco», в рамках которого впервые в России прозвучали сочинения Я. Д. Зеленки, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, И. К. Баха, А. Вивальди. Неоднократно отмечены критиками качества Хондзинского — высокий дирижерский профессионализм, изысканный вкус, стилистическая точность, высокое эмоциональное напряжение и масштабное чувство формы.
Дискография
- В. Я. Шебалин: первая запись всех хоровых циклов Toccata Сlassics, London 2008/2011 г.
- Б. А. Чайковский: «Сказки Андерсена» Naxos, London 2009 г. (хормейстер)
- Д. Д. Шостакович: первая запись «Песен фронтовых дорог» Toccata Сlassics, London 2010/2011 г.
- Г. В. Свиридов: первые записи сочинений для хора в сопровождении инструментального ансамбля: поэма «Лапотный мужик» и др. (готовится к изданию).
- Ю. Б. Абдоков: первая запись оркестровых сочинений (поэмы «На грани таянья и льда», «Осенние молитвы», «Птицы под дождем» и др.) (готовится к изданию).