Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хоминьский, Юзеф

Хоминьский, Юзеф

Другое

24 августа 1906 - 20 февраля 1994

польский музыковед


Юзеф Михал Хоминьский (польск. Jzef Micha Chomiski; 24 августа 1906, Острув, под Пшемыслем — 20 февраля 1994, Варшава) — польский музыковед.

Очерк биографии и творчества

Окончил Вильнюсский университет. На протяжении многих лет профессор Варшавского университета.

С 1930-х гг. Хоминьский работал над исследованиями по истории польской музыки. Вместе с Зофьей Лисса подготовил антологию «Музыка польского Возрождения. Избранные произведения XVI — начала XVII веков» (англ. Muzyka polskiego Odrodzenia. Wybr utworw z XVI i pocztku XVII wieku; Краков, 1955), богато иллюстрированную репродукциями оригинальных нот. Хоминьский опубликовал целый ряд работ о творчестве Фридерика Шопена и Кароля Шимановского — одна из них, «Шимановский и Скрябин», вошедшая затем в сборник «Исследования о сочинениях Шимановского» (польск. Studia nad twrczoci Karola Szymanowskiego; 1969), появилась прежде по-русски. «История гармонии и контрапункта» (польск. Historia harmonii i kontrapunktu) вышла в трёх томах (1958, 1962, 1990), первые два в 1979 г. изданы также в украинском переводе. Выпустил также обзорную книгу «Музыка народной Польши» (польск. Muzyka Polski Ludowej; 1968), подготовил двухтомный «Словарь польских музыкантов» (польск. Sownik muzykw polskich; 1964—1967). Совместно с женой, Крыстыной Вилковской-Хоминьской, Хоминьский опубликовал фундаментальные труды — пятитомник «Музыкальные формы» (польск. Formy muzyczne; Краков, 1974—1987), двухтомную (краткую) «Историю музыки» (польск. Historia Muzyki; Краков, 1989-90) и (посмертно) первые две части многотомника «История польской музыки» (польск. Historia muzyki polskiej; Краков, 1995–96). Совместно с Терезой Далилой Турло выпустил комментированный каталог произведений Шопена (польск. Katalog Dzie Fryderyka Chopina; Краков, 1990, 518 стр.).

Как теоретик Хоминьский начиная со второй половины 1950-х гг. (статья «Вопросы композиторской техники XX века», 1956) разрабатывал концепцию «сонористики» (ввёл этот термин в статье 1961 года) — направления в музыке, кардинально переносящего основную нагрузку в произведении с тона на тембр; начиная с 1960-х гг. эти идеи Хоминьского, как и термины «соноризм», «сонористика» (которые польская теория музыки различает), получили широкое распространение в связи с нарастающим мировым признанием польской композиторской школы и прежде всего Кшиштофа Пендерецкого, чьё раннее творчество по-прежнему описывается на основе введённой Хоминьским системы понятий — например, в монографии Дануты Мирка «Сонористический структурализм Кшиштофа Пендерецкого» (англ. The Sonoristic Structuralism of Krzysztof Penderecki; 1997).

Избранные труды

  • Z zagadnie techniki kompozytorskiej XX wieku // Muzyka I/3 (1956), pp.23–48.
  • Technika sonorystyczna jako przedmiot systematycznego szkolenia // Muzyka VI/3 (1961), pp.3–10.
  • (соавтор: K. Wilkowska-Chomiska) Historia Muzyki. Cz. 1-2. Krakw, 1989-90.
  • (соавтор: K. Wilkowska-Chomiska) Historia muzyki polskiej. Cz. 1-2. Krakw, 1995-96.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ