Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Хёглунд, Цет: биография

Исключение из компартии

В 1922 году Хеглунд был избран в Исполком Коминтерна. В 1923 году поместил в центральном органе шведской компартии «Politiken» статью, в которой старался доказать, что можно быть коммунистом и вместе с тем религиозно-верующим человеком. Чтобы быть членом коммунистической партии, по мнению Хеглунда, достаточно разделять её программу и подчиняться её организационному уставу: «религиозное сознание и революционная политика вовсе не исключают друг друга». «Компартия требует от каждого своего члена марксистского миросозерцания. Мы же требуем лишь, чтобы каждый сочлен принимал участие в революционной борьбе с капитализмом за социалистическую организацию общества. Все дело в практической борьбе, а не в философских или религиозных мировоззрениях». Разногласия касались, кроме религиозных вопросов, также тактики «единого фронта». На 5-м конгрессе Коминтерна большинство делегации шведской компартии составили сторонники Хеглунда, и он продолжал оставаться членов ИККИ. Однако в следующем, 1924, году Хеглунда вывели из состава ИККИ и исключили из компартии.

В 1926 году Хеглунд вернулся в Социал-демократическую партию Швеции, где был лидером радикального левого крыла. В 1940—1950 годах занимал пост мэра Стокгольма. Всю свою жизнь он продолжал считать себя коммунистом, выступал против сталинизма, защищал Троцкого, несмотря на то, что никогда не входил в число сторонников Левой оппозиции. Хеглунд писал:

«Ставить знак равенства между Сталиным и Советским Союзом — значит употреблять тот метод, который используют нацисты, чтобы идентифицировать Гитлера с немецким народом. Этот метод не имеет ничего общего с социалистическим мировоззрением и скорее наносит СССР вред, чем пользу».

«Замалчивать, если не открыто восхвалять постыдные преступления против социалистической морали или одобрять бесстыдное поведение палачей и даже перенимать те методы, с помощью которых была подавлена оппозиция. Все это равносильно участию в надругательстве над социалистическим учением, в проституировании его, за что прежде всего несет ответственность Сталин. Социализм для нас — нечто большее, чем развитие промышленности в Советском Союзе. Для нас — это мироощущение и моральное кредо. Мы не намерены заглушать голос собственной совести только потому, что наша позиция раздражает Сталина и его нахлебников».

Библиография

  • Hglund, Zeth. Glory Days, 1900—1911. (autobiography vol. 1.) — Stockholm: Tidens frlag, 1951.
  • Hglund, Zeth. From Branting to Lenin, 1912—1916. (autobiography vol. 2.) — Stockholm: Tidens frlag, 1953.
  • Hglund, Zeth. The Revolutionary Years, 1917—1921. (autobiography vol. 3.) — Stockholm: Tidens frlag, 1956.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ