Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хаяси Радзан

Хаяси Радзан

Другое

Досюн


Хаяси Радзан (яп. ?, 1583 — 7 марта 1657) — мыслитель, законодатель и поэт раннего периода Эдо. Был неоконфуцианцем, представителем школы чжусианства, основателем рода конфуцианских учёных Хаяси. Служил первым четырём сёгунам сёгуната Токугава, был автором официальной неоконфуцианской доктрины раздела страны на сословия и одним из идеологов конфуцианского государственного синто. Автор идеи «Трёх красивейших пейзажей Японии». Настоящее имя — Хаяси Нобукацу (яп. ), монашеское имя — Досюн (яп. ).

Биография

Молодые годы

Радзан родился в 1583 году в Киото в семье Хаяси Нобутоки. Отец происходил из мелких самураев провинции Кага, но после утраты имения поселился в Киото, где занялся торговлей. Мать была родом из самурайского рода Танака.

В раннем детстве Радзана отдали в семью его дяди Хаяси Ёсикацу в качестве приёмного сына. Мальчик с детства проявлял большой интерес к учёбе и имел талант к наукам, но у него было слабое здоровье. В 1593 году, в возрасте 13 лет, Радзан прошёл церемонию совершеннолетия и поступил в столичный монастырь Кэннин-дзи, где под руководством учителя Кокана Дзикэя (яп. ) изучал дзэн-буддизм, конфуцианство и китайскую поэзию. В 1597 году, в возрасте 15 лет, юноша отказался от пострижения и оставил обитель.

С 1600 года 18-летний Радзан читал лекции по конфуцианству на городских рынках столичного региона, но делал это нелегально, потому что не имел разрешения Императорского двора на такую деятельность. В это время он увлёкся «Сборником комментариев к Четырёхкнижию» (яп. ) китайского философа Чжу Си и стал самостоятельно изучать неоконфуцианство.

Ученик Фудзивары

В 1604 году Радзан встретился с аристократом по имени Фудзивара Сэйка, одним из первых японских мыслителей-конфуцианцев и комментаторов. Фудзивара был недоволен буддийской философией и зачитывался работами Чжу Си. В своих работах он делал упор на роли личности в обществе, которое, в свою очередь, природным образом выстраивалось в конкретную иерархическую систему четырёх классов: мужей-правителей, крестьян, ремесленников и купцов. Фудзивара сделал Радзана своим учеником и в 1605 году привёл на аудиенцию к сёгуну Токугаве Иэясу в столичном замке Нидзё. Последний благосклонно отнёсся к молодому человеку и был поражён широтой его знаний.

В 1606 году Радзан принимал участие в публичном диспуте с монахом-иезуитом японского происхождения Фабианом. Тема дебатов касалась строения Вселенной. Радзан отрицал гелиоцентрическую теорию Коперника и тезис, что Земля круглая, доказывая верность геоцентрической теории и тезису о квадратности Земли. Из-за недостаточной осведомлённости Фабиан, который занимал одну из низших ступеней в «Обществе Иисуса», и поддержке Радзана чиновниками, которые присутствовали на диспуте, победу присудили конфуцианцу.

В конце того же года Радзан принимал участие в диспуте с поэтом Мацунагой Тэйтоку, представителем течения Фудзю-фусэ нитирэновского буддизма. На этих дебатах конфуцианец также одержал победу.

Библиотекарь и лектор

В 1607 году Токугава Иэясу принял 25-летнего Радзана на службу управляющим своей библиотеки в замке Сумпу, но предварительно заставил его сделать унизительный, как для конфуцианца, монашеский постриг и принять буддийское имя Досюн. Ценя таланты этого библиотекаря, Иэясу поставил его лектором своего сына Токугавы Хидэтады, второго сёгуна сёгуната Токугава.

Радзана быстро заметили сёгунские советники — монахи Судэн и Тэнкай. Видя в нём конкурента, они тормозили его активность. Однако гражданские вассалы сёгуна помогали Радзану, и в 1610 году ему поручили дипломатическую переписку с китайской династией Мин. В 1614 году конфуцианец принял участие в инциденте с надписями колокола монастыря Хокодзи, повлекшем Осакскую кампанию Токугавы Иэясу против Тоётоми Хидэёри.

В 1616 году Иэясу умер, а его библиотека была расформирована. Радзан стал вассалом сёгуна Токугавы Хидэтады, но тот не дал ему официальных поручений. Конфуцианец длительное время пребывал в Киото, где в частном порядке читал лекции разным правителям. Наконец, в 1618 году, Радзану выделили землю под дом в городе Эдо, резиденции сёгунов, куда он перебрался в 38-летнем возрасте.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ