Карл Фёдорович фон Мекк (нем. Karl Otto Georg von Meck, Карл Оттон Георг фон Мекк; 22 июня (5 июля) 1821, имение Шлампен (Слампская волость), Туккумский уезд, Курляндская губерния, Российская империя — 26 января (7 февраля) 1876, Москва) — российский предприниматель, один из основоположников российского железнодорожного транспорта.
Биография
Происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века.
Отец Карла Фёдоровича, также вначале избравший военную карьеру, позднее перешел на службу в Министерство финансов — чиновником таможенного округа. Умер он от холеры в 1830 году, не дослужив до пенсии и оставив вдову, дочь бургомистра Митавы Вильгельмину фон Мекк, с пятью малолетними детьми без всяких средств к существованию.
Карл Фон Мекк в 1838 году был определён в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, окончив который в 1844 году поступил в чине поручика на службу в ведомство путей сообщения; с 1847 года — штабс-капитан, с 1851 — капитан. Вскоре он был назначен начальником дистанции Московско-Варшавского шоссе, а затем инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России.
В начале 1848 года он женился на семнадцатилетней дочери помещика Смоленской губернии. Семья обосновалась в Рославле. Его супруга, Надежда Филаретовна, впоследствии написала:
Мой муж <…> служил на казенной службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год — единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках.
В 1860 году Карл Фёдорович фон Мекк оставил службу и занялся предпринимательством; Надежда Филаретовна писала об этом времени П. И. Чайковскому:
…когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только 20 копеек на всё. Тяжело было, но я ни на минуту не жалела о том, что сделано
Именно в это время в России, осознавшей после поражения в Крымской войне всю важность железнодорожного транспорта, начались первые попытки строительства железных дорог по частным подрядам. Фон Мекк вступил в Общество Саратовской железной дороги, ставившее своей целью сооружение на частные деньги железной дороги между Москвой и Саратовом; на первом этапе строиться должен был участок Москва—Коломна. Этот участок был построен всего за два года и введён в эксплуатацию, в чём основная заслуга, по мнению современников, принадлежала главному секретарю общества Павлу фон Дервизу и его ближайшему помощнику фон Мекку. Однако на этом средства Общества исчерпались и оно обанкротилось.
Однако уже в 1863 году вместо него было учреждено Общество Московско-Рязанской железной дороги, которое фон Дервиз возглавил уже в качестве председателя Правления — и привлёк фон Мекка к строительству дороги от Коломны до Рязани в качестве главного подрядчика. Дорога была построена за полтора года, быстро вошла в строй и, по мнению современников, принесла фон Дервизу и фон Мекку по гигантскому состоянию: около полутора миллионов рублей прибыли. Затем с той же скоростью и эффективностью фон Дервизом и фон Мекком был построен следующий участок, от Рязани до Козлова.
В дальнейшем фон Мекк принял участие в сооружении ещё нескольких железных дорог, в том числе Курско-Киевской, но уже без такого успеха.
Умер в Москве. Похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря.
Благотворительность
Карл Федорович помогал многим учреждениям и обществам, вот некоторые свидетельства:
- жертвователь на Николаевское Имени Авіустiшего Председателя Комитета Сибирской желзной дороги Общежитіе студентовъ Института Инженеровъ Путей Сообщения ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I. и учредитель именной премии (10000р)
- член Попечительства о недостаточныхъ студентахъ Императорекаго Университета Св. Владиміра
- правительственным распоряжением 1876 года д.с.с. Меккъ назначен Почетным попечителем Каменец-Подольской гимназии