Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Феодосий Тырновский: биография

Константинополь проявляет сдержанность и только в 1352 году патриарх Каллист, друг и соученик преподобного Феодосия, наложил отлучение на Сербскую Церковь. Вопреки позиции Болгарского патриарха, Феодосий остаётся сторонником единства Православной Церкви. Именно Феодосий отправил послание патриарху Каллисту с обличением нарушений в Болгарской Церкви. Произошло это вероятно в 1355 году, когда и появилось патриаршее послание болгарскому духовенству. Среди нарушений назывались отказ возносить имя Вселенского патриарха на литургии и нарушения при совершении таинства крещения, то есть неиспользование канонически освящённого мира. Крещаемых помазывали от мироточащих мощей святых великомучеников Дмитрия Солунского и святого Варвара.

Подробности отношений преподобного Феодосия и патриарха Феодосия II нам не известны. Вероятно, они были непростыми. «Житие» святого показывает болгарского патриарха человеком «простым», который прибегает к помощи преподобного Феодосия в трудных ситуациях. Однако существует устойчивое мнение, что святой в конце своей жизни оставил Болгарию и перебрался в Константинополь именно под давлением национальной партии.

О соборах на еретиков в Тырново

«Житие» сообщает о активном участии преподобного в соборах против еретиков. Более того, соборы созываются по его инициативе, он играет на них ключевую, ведущую роль. Однако вопрос о его активной борьбе с ересями поставлен под сомнение рядом учёных. Причиной называют анахронизмы, обнаруженные в житии святого. Сомнение вызывает и факт, что монах созерцательного направление, какой была школа преподобного Григория Синаита, проявлял столь большую активность в церковной политике. В частности архимндрит Павел Стефанов по этому поводу пишет: «Согласно этому произведению жизнь церкви диктовалась скромным отшельником Феодосием, пока соимённый ему патриарх отодвинут на второй план и даже назван презрительно „простым“ и „никак не благосклонным“». Иными словами предполагается, что в соборах ведущую роль играл все-таки патриарх Феодосий II, а не преподобный Феодосий.

Первый собор, как излагает «Житие», был собран против дуалистической ереси богомилов. Предположительно собор состоялся около 1350 года. Справедливо замечание, что богомильство вряд ли была актуально в Болгарии XIV века. Тем более что взгляды осужденных в отношении богомильства буквально противоположные: по их мнению, Бог владеет землёй, а дьявол небом. Не исключено, что речь идёт о каких-то представлениях, распространённых в народной среде, возможно усилившихся (как предполагает архимандрит Павел Стефанов) вследствие катастрофической эпидемией бубонной чумы и прочих бедствий середины XIV века. Другие случаи, описанные в «Житии», тоже напоминают скорее некие народные верования, имеющие свои корни в языческой психологии. Однако, упоминания о широком еретическом движении, отождествляемом с богомильством, и о котором повествует житие Феодосия, находим в других современных им источниках. О них согласно пишет Никифор Григора, несколько ранее о богомилах пишет митрополит Солунский Симеон (ум. 1329 году). Известно, что их толпы были изгнаны с Афона в 1344 году. Что касается присвоения этим мнениям наименований богомильской или мессалианской ереси, то уместным будет предположить, что в этом случае мы имеем дело с проявлением прецедентного права [1], характерной особенностью правового сознания, когда новоявившиеся мнения отождествляются с уже соборно осужденной ересью.

Спор с монахом Феодоритом, который распространял «хуления Варлаама и Акиндина», уже осужденных на Константинопольских соборах 1347 и 1351 годов, вполне вероятен и анахронизмом его назвать нельзя. Было ли это в рамках собора или нет, вопрос другой. Принадлежавший течению монахов-исихастов, преподобный мог быть участником полемики о природе Фаворского Света. П. А. Сырку предполагает возможное участие Феодосия, вместе со своим учителем преподобным Григорием Синаитом, в соборе 1341 года.

Что касается второго собора, то сведения о нём, представленные в житии, достаточно полные. Создаётся впечатление, что писавший пользовался какими-то соборными материалами. По меньшей мере, приведён подробный поименный список присутствующих на соборе, в частности болгарских иерархов, состоящий, кроме патриарха, из семи митрополитов и одного архиепископа и представлявших более половины болгарских епархий. Приведено описание соборного постановления, писанного червлёными чернилами и запечатанного царской печатью. Указан год: 6868 (1360). По ряду обстоятельств в науке датой собора принято считать сентябрь-октябрь 1359 года. Однако можно встретить и датировку 1355 годом. Как сообщает «Житие», поводом для собора послужила активизация иудейской пропаганды, вызванная надеждами иудеев на новую царицу Феодору, крещеную еврейку. Впрочем, надеждами напрасными. Еретики «дерзеша хулити на иконы Господа нашего Иисуса Христа, и на пречистую Его Матерь, Пресвятую Богородицу. И не только честныя иконы хуляше, но и божественные храмы и приносимая в них жертвы безстудно хуляше и уничижающе». Осуждению подверглись так же священники и иноки. В общем, обычный ряд иудейский «хулений». Проф. Б. Мелиоранский считает, что речь идёт не о иудеях, а о болгарских жидовствующих и связывает события в Болгарии с солунскими событиями 30-х-40х годов.

Результатом собора было осуждение царём трёх «хульников евреев» к смерти. Однако смертная казнь им была заменена на иное наказание. Один из них спасаясь, раскаялся и получил прощение, другой стал жертвой разъярённой толпы, третьему же урезали язык, губы и уши.

Кроме «еврейских ересов» собор осудил и «скверную и богомерзкую богомильскую, и ещё и другую новоявленную, варлаамову и акиндиеву». Исходя из сказанного выше, вряд ли стоит считать это осуждение анахронизмом. К тому же столь представительное собрание болгарских архиереев могло быть использовано для соборного закрепления результатов антиеретической деятельности. Что касается «новоявившейся ереси Варлаама и Акиндина», возможно, своим осуждением собор лишний раз подчёркивал независимость болгарской церкви от Константинополя.

Ученики Феодосия Тырновского

  • Евфимий Тырновский
  • Киприан (митрополит Киевский)
  • Роман Тырновский
  • Дионисий Дивный

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ