Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Феодосий Кавказский: биография

Разумеется, что после такого скандала Феодосий был окончательно и бесповоротно изгнан с Афона. Примечательно, что во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» Павловского за 1907 год, в том месте где описывается келия Пояса Богоматери, вовсе не упоминает иеромонаха Феодосия: После нескольких фраз об Иоанникии, повторяющего сведения «Спутника русского паломника по Афону» за 1905 год, говорится, что Иоанникию «преемствовал по наследственному праву ученик его нынешний настоятель иеромонах Петр, прибывший на Афон двадцать тому назад, лет где с самого начала поступил в описываемую обитель и живёт безвыездно».

В Иерусалиме

По видимому, после изгнания с Афона Феодосий жил в Константинополе. Ильинская говорит, что после того, как царь освободил его из заключения, он прослужил в Константинополе 5 лет, однако «Его влекло в Святую Землю, и он, с разрешения царя, отправился в Иерусалим». По видимому под царём, о котором пишет Ильинская, который был недоволен размахом деятельности Феодосия в Стамбуле, надо понимать Константинопольского Патриарха.

В краткой биографии на сайте Православие.ру говорится, что «С 1909 по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня».

В его «Житиях» есть упоминания о том, что в Иерусалиме он принял великую схиму с оставлением того же имени. В Иерусалиме он продолжал жить вместе с Татьяной, так как в его житиях говорится, что в Россию они бежали вместе.

Возвращение в Россию

Также в житиях говорится, что живая в Иерусалиме, он познакомился с неким, не названным по имени отставным генералом, который предложил ему вернуться в Россию: «Там с ним познакомился помещик из станицы Платнировка, отставной генерал, прибывший в начале XX века поклониться Гробу Господню. Взяв на себя хлопоты по возвращению иеросхимонаха Феодосия на Родину, генерал получил документы на выезд в Россию старца».

В 1913 году Феодосий вернулся в Россию, но по всей видимости его возвращение также было связано со скандалом. Диакон Андрей Кураев упоминает о рапорте начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме от 1914 года на имя консула России о «выдворении иеромонаха Феодосия из святого града за поведение, несовместимое с монашескими обетами». Как пишет Ильинская, «По воспоминаниям духовных чад, отец Феодосий вывез из Иерусалима много золотых крестов, покровцы, потиры, священные сосуды. Они с инокиней Татианой везли их в подушках, матрацах. Вопреки проискам супротивного, Иерусалимские святыньки были доставлены на Землю Русскую, на священный Кавказ». Олег Болтогаев делает вывод, что описанный выше вывоз вещей из Иерусалима — ни что иноке как контрабанда, причём «есть сильное подозрение, что генерал хлопотал о возвращении Феодосия и Татьяны небескорыстно».

Таким образом Феодосий с Татьяной приехали в станицу Платнировку, где некоторое время они жили в имении этого помещика-генерала. При этом о вывезенном золоте в его житиях более не упоминается.

В Ставрополье

Затем Феодосий и Татьяна покидают Платнировку, причём причина не называется, сказано только, что «Божья Матерь велела ему поселиться вблизи монастыря под названием Тёмные Буки». В Тёмных Буках до своей кончины 1 марта 1916 года проживал схимонах Иларион (Домрачев), идеолог русского имяславия. В связи с этим появились предположения о том, что Феодосий был соратником или сторонником Илариона. Писатель Владимир Лермонтов в повести «Дельфания» прямо утверждает, что «старцы жили вместе». Однако в архивных документах о схимонахе Иларионе нет ни слова о Феодосии, хотя там упомянуты многие лица, разделившие все тяготы последних лет жизни Илариона. Нет ни слова о Феодосии-имяславце и у иеросхимонаха Антония (Булатовича). Олег Болтогаев делает вывод, что Феодосий поселился в Тёмных Буках позже — в 1917 году, однако не ужился здесь и переселися поближе к разъезду под названием Горный, что в трёх километрах южнее Тёмных Буков. Вместе с ним, съехали несколько женщин. По мнению Олега Болтогаева, общавшегося с местными жителями, «скорее всего местные жители разрешили монашествующим поселиться в одном-двух заброшенных домиках, называемых здесь „хатками“. Строились такие хатки за день-два быстро и споро».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ