Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Трубецкой, Павел Петрович

Трубецкой, Павел Петрович

Скульптура

15 февраля 1866 - 12 февраля 1938

скульптор и художник, работал в Италии, США, Англии, России и Франции


Павел (Паоло) Трубецкой (итал. Paolo Troubetzkoy; 15 февраля 1866, Интра, Италия — 12 февраля 1938, Италия) — скульптор и художник, работал в Италии, США, Англии, России и Франции.

Биография

Родился в Интре (Италия) 15 февраля 1866 года. Внебрачный сын русского эмигранта, князя Петра Петровича Трубецкого (1822—1892). Князю, имевшему сразу двух жён — одну в России, другую за границей, — император Александр II запретил возвращаться на родину, чтобы, как было сказано, «не допустить в родимое отечество дух разврата».

Мать — гражданка США, пианистка Ада Винанс (Ada Winans, 1835—1917), приехавшая во Флоренцию учиться пению. Родные братья: Пьер (Пётр) (1864—1936) — художник график и живописец; и Луиджи (1867—1959) — инженер-электрик.

Не получив никакого системного образования, ни общего, ни художественного, ещё мальчиком, Паоло Трубецкой стал самостоятельно заниматься скульптурой и живописью. В этот начальный период своего творчества он создавал портретные бюсты, произведения мелкой пластики, участвовал в конкурсах на создание крупных скульптур.

Первая выставка произведений Паоло Трубецкого состоялась в США в 1886 году. В 1899 году скульптор Трубецкой приехал в Россию.

Двоюродные братья: Пётр Николаевич Трубецкой (1858—1911) на протяжении многих лет занимал ответственные выборные должности от дворянства. Во время первой русской революции стал одним из основателей Съездов уполномоченных Губернских Дворянских Собраний, и — Сергей Николаевич Трубецкой (1862—1905) — ректор Императорского Московского университета, поддерживали своего итальянского родственника во время его пребывания в России и на первых порах оказывали ему покровительство, вскоре ставшее ненужным.

В Санкт-Петербурге Паоло Трубецкой участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Где показал, в частности, скульптурные портреты художника Исаака Левитана.

Вскоре после приезда в Россию Трубецкой принимает участие в конкурсе по созданию памятника Александру III, где, неожиданно для всех, получает первую премию.

Трубецкой за неделю вылепил полноразмерный глиняный образец конного памятника. Для этой статуи мастеру позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя.

Многие члены императорской семьи были против установки памятника, считая его карикатурой. Сам же скульптор шутил: «Моя цель — изобразить одно животное на другом». Среди петербуржцев быстро родилась загадка про памятник: «Стоит комод, на комоде — бегемот, на бегемоте — обормот».

Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца.

В 1906 году скульптор уезжает из России. Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года. На открытие памятника ваятель даже не был приглашён. Тем не менее, есть достоверные сведения о том, что скульптор всё же увидел своё творение после открытия. Так в газете «Речь» от 15 (02) апреля 1910, в разделе «хроника», можно прочитать:

31-го марта в квартире кн. Тархановой чествовали обедом уезжающего из Петербурга скульптора Паоло Трубецкого. В виду того, что Паоло строгий вегетарианец, обед состоял исключительно из растительной пищи. Присутствовали И. Е. Репин, который тоже строго придерживается вегетарианского стола, А. Ф. Кони, г-жа Северова и скульптор И. Я. Гинзбург. По окончании обеда собравшиеся решили послать привет Л. Н. Толстому. А. Ф. Кони написал следующее письмо: «Собравшиеся у вегетарианской трапезы шлют великому учителю своему горячий привет и благоговейное чувство признательности за светлое духовное влияние, оказываемое на нас и на все современное человечество». Подписались все.

В 1913 году Трубецкой выставил свои работы на римском Сецессионе. Критики писали, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма».

В 1914 году скульптор едет в США. Трубецкой намерен был провести в Америке несколько месяцев, но из-за войны остался до 1921 года. Художник устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско. «В эти сумасшедшие годы он остаётся скульптором хорошеньких женщин», — пишет Ж. С. Гриони.

В США Трубецкой живёт в Голливуде, где строит студию и покупает небольшой дом.

В 1919 году по проекту Трубецкого установили памятник Данте в Сан-Франциско, а в 1920 году — памятник генералу Харрисону Грею Отису в Лос-Анджелесе.

С 1921 по 1932 год художник живёт в Париже. Здесь в 1927 году умирает жена — шведка Элин Сундстрём.

В 1932 году Трубецкой возвращается в Италию.

12 февраля 1938 года Трубецкой скончался на вилле Кабианка.

Работы его находятся в сквере рядом с Мраморным дворцом в Санкт-Петербурге (памятник Александру третьему), в Русском музее (бронзовая фигура гр. С. Ю. Витте), в Третьяковской галерее в Москве (бюст Л. Толстого), в Римской академии художеств («Индеец верхом на лошади»), в Венецианской академии («Извозчик» и «Женский портрет»), в Берлинской национальной галерее, в Дрезденской галерее, в Сан-Франциско Legion of Honor, в прочих местах.

Галерея работ

  • Портрет Исаака Левитана, 1899 год

  • Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год

  • Портрет Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, 1899 год

  • Дети (Н.С. и В.С. Трубецкие), 1900 год

  • Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год

  • Друзья, 1901 год

  • Московский извозчик. 1906 год

  • Сидящая дама. 1909 год

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ