Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Третьяков, Сергей Михайлович (меценат): биография

Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние, и да воодушевит изображение великого поэта нас и грядущие поколения на всё доброе, умное, честное, славное.

Коллекция

Не только произведения иностранных художников были собраны в особняке С. М. Третьякова. Здесь висело немало замечательных русских картин из числа тех, которые составляют украшение Третьяковской галереи. Здесь были два лучших пейзажа Александра Иванова — «В парке виллы Дориа» и «Вид из Помпеи на Кастелламаре», один из видов Сорренто Сильвестра Щедрина, «Птицелов» Перова, «Украинская ночь» Куинджи, «Лунная ночь» Крамского. — Игорь Грабарь

Коллекционные пристрастия Сергея Михайловича обозначились не сразу. По словам Павла Михайловича, в начале 1870-х годов его брат проявлял большое внимание к русской живописи. Однако в дальнейшем Сергей Третьяков ориентировался в основном на работы зарубежных художников — в частности, немецких и французских. Подобное «разделение сферы деятельности» было связано с нежеланием конкурировать со старшим братом. Коллекция Третьякова-младшего, по данным искусствоведов, отличалась исключительной тщательностью отбора; меценат интересовался прежде всего представителями «барбизонской школы» и академической живописи.

В 1870-х годах, женившись второй раз, Сергей Михайлович переехал в усадьбу, расположенную на Пречистенском бульваре, 6. Картины, находившиеся в этом доме, были объединены общим романтическим настроением: их основу составляли «поэтические пейзажи», которые приобретались не ради демонстрации публике, а для собственного удовольствия. Не считая себя профессиональным коллекционером, Третьяков тем не менее помогал брату формировать его галерею. Так, бывая в столице или за границей, он информировал Павла Михайловича о новых работах, деятельности живописцев, общих художественных тенденциях. Именно Сергей настоял на том, чтобы композитор Антон Рубинштейн, которого Третьяковы знали с детских лет, согласился позировать Репину; он же рекомендовал брату не покупать полотно Андрея Матвеева «Куликовская битва»:

Матвеев, живя в Голландии, писал «Куликовскую битву», применяясь к изображениям битв германских. Я полагаю, что к твоей коллекции она совершенно не подходит, и если кому и следовало бы её приобрести, — то, конечно, Эрмитажу.

Свидетельством того, что для Сергея Михайловича собирание картин было сродни хобби, является его система купли, продажи и обмена приобретённых произведений. Он легко расставался с экспонатами, затем возвращал их обратно; по словам искусствоведа Ирины Ненарокомовой, «трудно представить, чтобы Павел Михайлович действовал подобным образом, непрестанно манипулируя приобретёнными картинами Перова или Репина». Тем не менее именно этот любительский метод вкупе с компетентными советами брата позволил Сергею Третьякову сформировать коллекцию, которая «среди русских собраний подобного типа стояла в своё время на первом месте». Искусствоведы отмечают, что приобретённые им работы Милле, Теодора Руссо, Коро, Добиньи входят в число «прекрасных страниц мировой живописи».

Смерть. Судьба коллекции

Сергей Михайлович скончался во время поездки в Петербург етом 1892 года. Его тело перевезли в Москву, совершив по пути литию, и похоронили 30 июля в некрополе Данилова монастыря. Для Павла Михайловича уход брата стал внезапным; через год он обратился к Репину с просьбой написать портрет Сергея по фотографии.

В то же время нужно было решать вопрос о дальнейшей судьбе коллекции Третьякова-младшего. В своём завещании тот указал, что готов оставить в дар городу картины, большой капитал и принадлежавшую ему часть дома в Лаврушинском переулке. Согласно описи, сделанной годом ранее, стоимость коллекции, в которую входило более ста произведений, превышала 500 000 рублей. Передавая своё собрание брату, Сергей Михайлович отметил:

Из художественных произведений, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайлович Третьякова взять для присоединения к своей коллекции... всё то, что он найдёт нужным, с тем, чтобы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое он даст своей коллекции.

Исполняя волю брата, Павел Михайлович решил к его коллекции присоединить и свой музей, передав общую галерею вместе с особняком в дар Москве. В конце августа 1892 года соответствующее заявление было направлено в городскую думу; в середине сентября дума постановила «принять дар братьев Третьяковых и благодарить Павла Михайловича». Как вспоминал старейший хранитель Третьяковской галереи Н. А. Мудрогель, через некоторое время экспонаты, находившиеся в пречистенском доме Сергея Михайловича, начали перемещаться в Лаврушинский переулок. В августе 1893 года состоялось открытие музея, именуемого «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ