Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Теребенёв, Александр Иванович

Теребенёв, Александр Иванович

Скульптура

21 января 1815 - 12 августа 1859

русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, автор знаменитых атлантов в портике Нового Эрмитажа


Александр Иванович Теребенёв (Теребенин) (09 [21] января 1815, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 июля (12 августа) 1859, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, автор знаменитых атлантов в портике Нового Эрмитажа.

Биография

Сын скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенёва, родился в Петербурге 09 января 1815 года. В 1824 году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора В. И. Демут-Малиновского.

В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина (его дяди), в 1835 году две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя» (хранится в академической церкви), за который он оставлен был при академии пенсионером. Малую золотую медаль получил за другой исполненный по заданной программе барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

В 1836 году был выставлен на выставке художественных произведений его барельеф «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который обратил на себя всеобщее внимание и был приобретен академией художеств; барельеф этот не сохранился.

Окончив в 1836 году курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Теребенёв получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали, но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова), он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу.

В ближайшие годы по выходе из академии Теребенёв исполнил горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы, и вылепил в виде барельефа четырёх евангелистов для городской церкви в Петергофе.

Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара. Им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы; огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале; две фигуры — Флору и Гебу в виде барельефа — в покоях государыни; две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы — для дворцовой церкви. Эти работы выдвинули Теребенёва в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы.

Им было исполнено два больших горельефа, в четыре сажени каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря, изображающий Богородицу и святого Феоктиста, памятники пастору Муральду и генералу Кононову, целый ряд работ для Александровского сиротского дома, Екатерининского института и других.

Затем Теребенёв в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриты, но не успел закончить её, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал.

Самыми замечательными и выдающимися из его работ являются кариатиды и термы, сделанные им для Эрмитажа. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. Кариатиды сделаны колоссальных размеров, в семь аршин вышины, и украшают собой подъезд Эрмитажа; за глиняную модель кариатида, представленного им на конкурс, он удостоен был звания академика, а за первую сделанную фигуру император Николай I, которому она очень понравилась, наградил его бриллиантовым перстнем.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ