Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Степанос Лехаци: биография

Считает человека добрым по природе, а зло для него всего лишь случайное проявление человеческих действий. Свобода воли человека отождествляет со свободой совершать добро; иметь возможность творить зло — не есть свобода воли. «Прекрасное» в его определении есть то, что приносит наслаждение, а «Искусством» называл только то, что учит добру и творит добро; в противном случае оно не может являться искусством. Делил искусства на два вида — свободные и служебные. «Истина», согласно ему, присуща и Богу и человеку, но стремится к Богу и является одной из его ипостасей. Она не есть нечто реальное, но реальные вещи могут стать Истиной или подтвердить её.

Живописное творчество

Некоторые исследователи считают, что Степанос Лехаци был также искусным художником. Ему, в частности, приписывают авторство дошедших до нас восьми картин, а также некоторых иллюстраций Эчмиадзинского кафедрального собора и его колокольни. Такого мнение основано на сообщении О. Шаххатунянца, который называет Степаноса Лехаци автором портретов апостолов в скинии Иоанна Крестителя Эчмиадзинского собора и картины «Недоверчивость Фомы». Утверждение Шаххатунянца поддержали и более поздние исследователи. Например, Н. Акинян считает что Лехаци скорее всего получил образование художника уже во Львове. Е. Мартикян приписывает кисти Степаноса Лехаци известную картину «Семь ран Богоматери». Современные исследователи однако с подозрением относятся к утверждению Шаххатунянца. Аракел Даврижеци, перечисливая все заслуги Степаноса и всячески восхваляя его, ничего не сообщает о его деятельности в качестве художника. В надписях Эчмиадзинского собора упомянаются имена художников-иллюстраторов, но имени Степаноса Лехаци среди них нет. А. Аракелян, подробно изучивший картину «Семь ран Богоматери», считает, что нет каких-либо оснований считать Степаноса её автором. М. Газарян полагает, что Лехаци, возможно, не писал упомянутые картины лично, а только возглавлял работы по украшению собора. В любом случае, судя по авторским рукописям Лехаци, он был искусным каллиграфом и отлично владел искусством украшения ру­кописей (орнаментикой).

  1. Иоанн Английский (Джон де Суинфорд Англус) — доминиканский монах и богослов XIV века. В 1330-х годах занимался проповедничеством в Армении, его сочинения получили широкое распространение в армянских церковных кругах, в том числе и среди антикатолически настроенного духовенства.
  2. Ованнес Шаххатунянц (арм.  ; 20.5.1799, с. Шахрияр — 1.3.1849, там же) — армянский священник, историк и филолог.
  1. «Всякое тело имеет присущее себе естественное движение.»
  2. «Причина сущих — значение Бога, причина же знания человека — сами сущие.»
  3. «Всякое возникновение происходит в результате противоречий и всякое единство, находящееся в противоречиях, по необходимост уничтожается.»
  4. «Всякое возникновение и уничтожение происходит благодаря тому, что имеет место переход от одного противоречия к другому противоречию.»
  5. «Искусство, создающее творение духовное, называется искусством свободным, а то искусство, которое занимается созданием телесных вещей, называется служебным.»
  6. «В знании Бога, Истина первична и определённа, в нашем знании она вторична и определённа, в вещах же — вторична и неопределённа. Истина вечна только в одном Боге, ибо только одно божественное знание вечно.»
  7. «Каково бытие, такова и истина, бытие вещи есть основа истины.»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ