Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Спинелло Аретино

Спинелло Аретино

Живопись

итальянский художник позднего Средневековья


Спинелло Аретино, Спинелло из Ареццо, Спинелло ди Лука (итал. Spinello Aretino, Spinello di Luca Spinelli; после 1346, Ареццо — 1410, Ареццо) — итальянский художник позднего Средневековья.

Биография

Согласно Вазари, Аретино был сыном флорентийца Луки Спинелли, нашедшего убежище в Ареццо после изгнания в 1310 году гиббелинов из Флоренции, однако современные исследователи оспаривают его флорентийское происхождение, утверждая, что Спинелло происходит из семейства потомственных гравёров и художников, жившего в городке Каполона в пятнадцати километрах от Ареццо, которое впоследствии перебралось в Ареццо. Точная дата его рождения неизвестна, приблизительной датой исследователи считают 1346—1352 год. Вазари считает, что он был учеником Якопо дель Казентино, (последователя Джотто), и его собственный стиль стал своего рода промежуточным звеном между школой Джотто и сиенской школой живописи, но современные исследователи утверждают, что первоначальное обучение он прошел в Ареццо, вероятно, в мастерской Андреа ди Нерио, который был ведущим городским художником Ареццо в то время.

Спинелло Аретино был одним из самых прославленных мастеров Тосканы XIV века. Его творческая деятельность началась в Ареццо, но в дальнейшем он трудился за пределами своего родного города, в области Тосканы: Флоренции, Лукке, Пизе и Сиене. В архивных источниках его имя встречается с 1373 по 1410 год. В искусствоведческой литературе Аретино долго упоминался как последователь Орканьи, а также как внук и ученик Джотто. Однако Беллози (1965 г.), Босковиц (1975 г.), Веппельман (2002 г.) прослеживают в его фресках в Сан-Миниато-аль-Монте скорее связь с Лоренцо Монако, в цехе которого и мог работать Спинелло.

Самые ранние упоминания о Спинелло — в архивных документах Ареццо; там его имя появляется два раза, в 1373 и 1375 годах. В 1384 году имя Аретино упоминается в документах Лукки, где он фигурирует как «луккский городской житель» («habitator civitatis lucanum»). В 1386 году он становится членом флорентийской гильдии «Арте деи Медичи э Специали» — объединение врачей и аптекарей, в котором стали числиться и художники. В 1387 году, согласно документам, ему было поручено завершить эскизы скульптур для Флорентийского собора, которые он выполнял совместно с Лоренцо ди Биччи и Аньоло Гадди. В 1391 и 1392 годах Аретино занимался фресками в пизанском Кампосанто, в которых он изобразил историю святых Эфизия и Потита. В 1395 и 1396 годах он вновь отмечен в Ареццо. В 1399 году Аретино получил заказ на создание полиптиха (завершён в 1401 году) для главного алтаря флорентийской церкви Санта-Феличита (ныне — в Академии изящных искусств, Флоренция), который он создал совместно с Никколо ди Пьетро Джерини и Лоренцо ди Никколо. В 1404—1405 годах работал в сиенском Соборе, в 1407—1408 годах завершал фрески в Зала ди Балья (Зал Приёмов) в сиенском Палаццо-Пубблико, на которых он изобразил «Сцены из жизни папы Александра III». Эти фрески он исполнил совместно со своим сыном Парри. Вернувшись в родной город, он в 1411 году скончался. Его сын, Парри Спинелли, стал городским художником в Ареццо, а его племянник Форцоре — ювелиром, достаточно известным для того, чтобы его упомянул в своём многотомном труде Джорджо Вазари.

Творчество

Первоначально искусство Аретино было довольно архаичным, что неудивительно для такого провинциального городка как Ареццо, но со временем в его произведения вплелись элементы северного происхождения, которые во второй половине XIV века Джованни да Милано и болонские мастера активно использовали в своем творчестве. Исследователями отмечается его связь с искусством Лоренцо Монако, и некоторые из них считают, что он мог работать в его мастерской. Искусство Аретино находилось в общем русле тосканской живописи конца XIV — начала XV века, которое от позднеджоттовских тенденций устремилось к стилю интернациональной готики (исследователи отмечают, что в своих лучших произведениях Спинелло предвосхищал этот стиль). «Телесность» и «материальность» предметов и человеческих фигур, характерные для джоттовской традиции, нивелировались и смягчались в этот период готической игрой линий силуэтов и складок одежд.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ