Спинелло Аретино, Спинелло из Ареццо, Спинелло ди Лука (итал. Spinello Aretino, Spinello di Luca Spinelli; после 1346, Ареццо — 1410, Ареццо) — итальянский художник позднего Средневековья.
Биография
Согласно Вазари, Аретино был сыном флорентийца Луки Спинелли, нашедшего убежище в Ареццо после изгнания в 1310 году гиббелинов из Флоренции, однако современные исследователи оспаривают его флорентийское происхождение, утверждая, что Спинелло происходит из семейства потомственных гравёров и художников, жившего в городке Каполона в пятнадцати километрах от Ареццо, которое впоследствии перебралось в Ареццо. Точная дата его рождения неизвестна, приблизительной датой исследователи считают 1346—1352 год. Вазари считает, что он был учеником Якопо дель Казентино, (последователя Джотто), и его собственный стиль стал своего рода промежуточным звеном между школой Джотто и сиенской школой живописи, но современные исследователи утверждают, что первоначальное обучение он прошел в Ареццо, вероятно, в мастерской Андреа ди Нерио, который был ведущим городским художником Ареццо в то время.
Спинелло Аретино был одним из самых прославленных мастеров Тосканы XIV века. Его творческая деятельность началась в Ареццо, но в дальнейшем он трудился за пределами своего родного города, в области Тосканы: Флоренции, Лукке, Пизе и Сиене. В архивных источниках его имя встречается с 1373 по 1410 год. В искусствоведческой литературе Аретино долго упоминался как последователь Орканьи, а также как внук и ученик Джотто. Однако Беллози (1965 г.), Босковиц (1975 г.), Веппельман (2002 г.) прослеживают в его фресках в Сан-Миниато-аль-Монте скорее связь с Лоренцо Монако, в цехе которого и мог работать Спинелло.
Самые ранние упоминания о Спинелло — в архивных документах Ареццо; там его имя появляется два раза, в 1373 и 1375 годах. В 1384 году имя Аретино упоминается в документах Лукки, где он фигурирует как «луккский городской житель» («habitator civitatis lucanum»). В 1386 году он становится членом флорентийской гильдии «Арте деи Медичи э Специали» — объединение врачей и аптекарей, в котором стали числиться и художники. В 1387 году, согласно документам, ему было поручено завершить эскизы скульптур для Флорентийского собора, которые он выполнял совместно с Лоренцо ди Биччи и Аньоло Гадди. В 1391 и 1392 годах Аретино занимался фресками в пизанском Кампосанто, в которых он изобразил историю святых Эфизия и Потита. В 1395 и 1396 годах он вновь отмечен в Ареццо. В 1399 году Аретино получил заказ на создание полиптиха (завершён в 1401 году) для главного алтаря флорентийской церкви Санта-Феличита (ныне — в Академии изящных искусств, Флоренция), который он создал совместно с Никколо ди Пьетро Джерини и Лоренцо ди Никколо. В 1404—1405 годах работал в сиенском Соборе, в 1407—1408 годах завершал фрески в Зала ди Балья (Зал Приёмов) в сиенском Палаццо-Пубблико, на которых он изобразил «Сцены из жизни папы Александра III». Эти фрески он исполнил совместно со своим сыном Парри. Вернувшись в родной город, он в 1411 году скончался. Его сын, Парри Спинелли, стал городским художником в Ареццо, а его племянник Форцоре — ювелиром, достаточно известным для того, чтобы его упомянул в своём многотомном труде Джорджо Вазари.
Творчество
Первоначально искусство Аретино было довольно архаичным, что неудивительно для такого провинциального городка как Ареццо, но со временем в его произведения вплелись элементы северного происхождения, которые во второй половине XIV века Джованни да Милано и болонские мастера активно использовали в своем творчестве. Исследователями отмечается его связь с искусством Лоренцо Монако, и некоторые из них считают, что он мог работать в его мастерской. Искусство Аретино находилось в общем русле тосканской живописи конца XIV — начала XV века, которое от позднеджоттовских тенденций устремилось к стилю интернациональной готики (исследователи отмечают, что в своих лучших произведениях Спинелло предвосхищал этот стиль). «Телесность» и «материальность» предметов и человеческих фигур, характерные для джоттовской традиции, нивелировались и смягчались в этот период готической игрой линий силуэтов и складок одежд.