Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Сонгцэн Гампо: биография

Сонгцэн Гампо провёл финансовую, налоговую реформу, сформировал государственный совет из высоких чинов, в который вошли: лончен (великий государственный канцлер), кунлон (государственный канцлер), нанлон (министр внутренних дел), гогэл (канцлер-администратор), чанченпо (инспектор-надзиратель), чилон (министр иностранных дел), нгэнпён (министр по налогам), мачогилон (военный министр), каритинлон (секретарь), шэлчепа ченпо (министр наказаний). Все указанные выше министры и близкие люди царя составляли Государственный совет, подразделявшийся на советников по внутренним делам, по внешним делам и простых советников. В этой системе политического устройства можно проследить некоторые сходства с устройством государственных институтов китайской империи Тан. Можно предположить, что благодаря посольству 634 года достижения Китая проникли в Тибет и были там адаптированы Сонгцэном Гампо.

Следующим важным мероприятием Сонгцэна Гампо было введение системы уголовных наказаний. Как и средневековое право в Европе, тибетское право строилось на штрафах — откупах. «Откуп за убийство составлял от 15 до 1000 лан золота в зависимости от социального положения как убитого, так и убийцы. На низком уровне откуп производился скотом». Штраф брался также и за такие преступления как причинение ранений, прелюбодеяния и т.п. Опять-таки величина штрафа в этих случаях зависела от социальных статусов преступников и жертв. Примечательной является система определения виновности-невиновности человека. В этом деле большое место стоит отвести ордалиям — вытаскиванию чёрного или белого шаров из мутной воды, молока, кипящего масла.

Тибетское государство к концу царствования Сонгцэна Гампо превратилось в мощную крепкую структуру с развитыми политической, социальной и экономической сферами жизни общества. Структура эта была характерна для своего времени и выполняла свои функции — обеспечивала военную силу государства, его защиту, внутреннюю стабильность государства. Преобразования в системе управления сделали более эффективной работу чиновников, что привело к развитию государственности.

Сонгцэн Гампо и буддизм

Религиозная жизнь Тибета при Сонгцэне Гампо была сложной. Сохранялось влияние религии бон, но уже начала распространяться новая религия — буддизм, принятая тибетцами в китайском варианте. По легенде, Сонгцэн Гампо увидел, что изображение Тибета на карте напоминает изображение дьяволицы, и поэтому он построил монастыри и храмы в определённых географических точках. Имена всех монастырей известны: так называемые «четыре монастыря четырёх сторон»: Кацал, Тхадуг, Цангдам и Домпажан; «четыре покорителя границ»: Конгпо Бугу, Лхобраг Кхомтинг, Кабраг, Датумце; а также монастыри Лунгнод в Жангуале, Данлонг Тангдонма в Кхаме, Жамсрин в Ман-юле и Бутан Падо Шергу в Мон-юле. В эпоху Сонгцэна Гампо в Тибете активно переводили священные тексты. Главных переводчиков было несколько: индийский учитель Кусара, брахман Шанкара, непальский учительШиламанжу, китайский учитель Хэшан Махадэва, сам Тонми Самбхота — тибетец, создавший письменность, его ученик — Дхармакоша и Доржебал из Ллалунга.

После смерти Сонгцэна Гампо формально власть перешла к его внуку Мангсонгу Мангцэну, но реально страной стал править министр Гар Тонгцэн из знатнейшего рода Гар, представители которого будут находиться у власти до конца VII века.

Легенды о Сонгцэне Гампо

Сонгцэн Гампо превратился в национального героя Тибета, и вокруг него складывалось немало легенд и мифов.

Традиция считает, что непальская принцесса Бхрикути и китайская принцесса Вэньчэн принесли буддизм в Тибет, и истории об этом вошли в тибетский фольклор, однако исторически достоверные сведения отсутствуют.

Сонгцэн Гампо считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. Легенда утверждает, что в его волосах была даже скрыта вторая голова — бодхисаттвы.

Критики также считают, что многочисленные истории о Сонгцэне Гампо возникли существенно позже в Средние века.

Примечания

  1. Цепон В.Д. Шакабпа. Тибет: политическая история. СПб, 2003. С. 345
  2. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета... С. 34.
  3. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета... С. 35.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ