Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сонгцэн Гампо

Сонгцэн Гампо

Монархи

гг


Сонгцэн Гампо (тиб. , Вайли srong btsan sgam po; кит. трад. , упр. , пиньинь: Sngzn Gnb) — тридцать третий царь Ярлунгской династии Тибета, правивший приблизительно в 604—650 гг. Считается, что этот царь принёс буддизм народу Тибета.

Биография

По легенде, при правителе Лхатотори Ньянцэне было получено предсказание, что через пять поколений правителей буддизм проникнет в Тибет. Пятым царём после Лхатотори стал Сонгцэн Гампо.

Сонгцэн Гампо взошёл на трон в неспокойной политической обстановке. Есть предположения, что его отца — Намри Сонгцэна — убили несогласные с его политикой, и Сонгцэну пришлось принять правление. Однако произошло это как и положено по традиции — когда Сонгцэну исполнилось 13 лет.

Сонгцэн Гампо взял в жёны двух принцесс: Бхрикути (тиб. Тхицун), дочь царя Непала Амшувармана и Вэньчэн — дочь влиятельного китайского императора Тай-цзуна (последнее обстоятельство указывает на то, насколько Китай тогда опасался военной мощи Тибета — императоры Срединной Страны только при крайних обстоятельствах выдавали своих дочерей замуж за «варварских» правителей). Есть предположение, что Вэньчэн была дочерью не самого императора Китая, а одного из влиятельных китайских сановников. Обе жены Сонгцэна Гампо были буддистками, привезшими с собой в Тибет буддийские тексты и предметы культа. Тхицун привезла с собой статуэтки Акшобхья-ваджры, Майтреи и Тары. Особенно важным был дар Вэньчэн, которая привезла большую статую Будды Гаутамы, считающуюся и ныне (она находится в монастыре Джокханг в Лхасе) одной из главных святынь Тибета. Тибетская традиция почитает этих принцесс как воплощения двух ипостасей бодхисаттвы Тары — зелёной и белой. Всего у Сонгцэна было пять жён. Помимо уже названных буддисток из Непала и Китая, это были принцессы из самого Центрального Тибета (Монгса Тричам, которая и стала матерью Гунсонга Гунцэна — преемника Сонгцэна), тангутская принцесса и дочь правителя Шанг-Шунга.

Согласно китайским летописям, царь Сонгцэн Гампо посылал посольство ко двору в 634 году, прося в жёны принцессу, и получил отказ. В 638/641 китайцы атаковали область вокруг озера Кукунор к северо-востоку от Тибета, населённую народом чжа (тугухунь), взяв под контроль важные торговые пути, а после успешной кампании тибетцев против Китая в 638/641 китайский император дал согласие на брак Сонгцэна Гампо с принцессой.

Кроме того, царь послал в Индию (к пандиту Дэвавидьяисимхи) своего сановника Тхонми Самбхоту, который на основе индийского бенгальского письма разработал национальный тибетский алфавит; таким образом, у тибетцев появилась письменность. Тхонми Самбхота также написал первую грамматику тибетского языка, взяв за образец грамматики санскрита. Считается, что участие в создании алфавита и грамматики принимал сам Сонгцэн Гампо. Сразу же были переведены такие тексты как: «Карандавьюха-сутра», «Сто наставлений», «Ратнамегха-сутра». По версии А. Берзина, тибетское письмо было создано не на основе индийского, а на основе письменности Хотана (Восточного Туркестана).

Внешняя политика

После брака в 640 году мир между Тибетом и Китаем длился всё время правления Сонгцэна Гампо. Внешняя политика Сонгцэна Гампо была активной. В 635 году был совершён поход в Северную Бирму. В 640 году — поход в Непал, в результате которого Непал попал под власть Тибета, а в завоеванной стране была поставлена колонна с именем тибетского правителя. 645 год отмечен военным столкновением с Шанг-Шунгом, а 648 — походом на империю Харши, находившуюся на севере Индии.

Внутренняя политика

Во внутренней политике Сонгцэн Гампо проявлял дальновидность и жёсткость. Годы его правления были отмечены борьбой жрецов религии бон и бонской знати и новой «буддистской» элиты. Были проведены реформы, в результате которых тибетское государство приобрело классические феодальные черты. Страна была разделена на 6 административных частей, которые подчинялись своим наместникам. (Нам известны имена пяти губернаторов: Гар Тонгцэн был назначен в У-Цанг, Хор Джашу Рингпо — в Сумпу и Кам, Чогро Гьелцен Янгонг — в Дугу, Кьюнгпо Сумсунгце — в Шангшунг, Вэй Цэнсанг Пэлег — в Амдо). В каждой из областей был тысячник — военный начальник. Он возглавлял объединение из тысячи семей. Соответственно, тибетская государственная армия состояла из шести частей, каждой из которых руководил кхонпон. Каждый из шести отрядов «имел форменную одежду, отличавшуюся цветом, знамя и кавалерийские корпуса, различавшиеся мастью коней» . Была разработана и система местной администрации, в составе которой стоит назвать управляющего земледелием, управляющего орошением земель, налогового инспектора, надзирателя за пастбищами, ответственного за оборону региона, коменданта города, снабженца армии, начальника гарнизона, переводчика и т.п.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ