Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Сергий (Юршев): биография

Обращение к единоверию

Следующие несколько лет жизни Сергия практически не отражены в исторических документах и литературе. Известно, что 6 июля 1786 года в Верхне-Успенском монастыре состоялись выборы настоятеля, однако неизвестна ни причина отставки Сергия, ни имя его преемника. Известно также, что в 1790 году Сергий вновь был на посту настоятеля — 18 июля в этом звании он отправлял свои «вопросы» Никифору Феотоки.

Когда и почему такой «адамант благочестия», как Сергий, обратился к единоверию, тоже неизвестно. В литературе описано две похожие версии.

По версии митрополита Макария, именно астраханским архиепископом Никифором Феотоки Сергий был обращён из раскола, а причиной этого стало наблюдение за нравственностью и поведением беглых попов: «их позорная, соблазнительная жизнь и привела Сергия к мысли просить у синода законных пастырей». Добротворский соглашается с этим, дополнительно указывая на случай, особенно сильно подействовавший на Сергия: во время одного из крестных ходов к ногам первенствующего священника бросилась женщина и стала обвинять его, что он клятвопреступник, обманщик, оставивший её, свою законную жену, с малолетними детьми без куска хлеба.

Николай Соколов с отсылкой к «Зеркалу для старообрядцев», однако, указывает, что Сергий знал за беглыми попами прегрешения и похуже, и подобный скандал не мог быть важным эпизодом. Соколов считает, что одной из причин был быстрый рост популярности настоятеля Нижне-Воскресенского монастыря Прохора Калмыкова, которого Сергий считал серьёзным конкурентом в борьбе за место верховного Иргизского управителя. Другой причиной Соколов называет близость к богатому купцу Василию Злобину. Злобину стало неудобно признаваться в расколе в тех кругах, где он вращался благодаря своим миллионам: министры, великосветские балы и рауты, иностранные посланники, и он подумывал об определённом компромиссе с Синодальной церковью, наподобие того, который ранее заключил Никодим Стародубский. Однако выступать инициатором подобного обращения Злобин не желал и решил действовать через своего приятеля Сергия. О дате предполагаемого внутреннего обращения к единоверию можно судить по словам самого Сергия в предисловии к изданному им в 1799 году «Зеркалу для старообрядцев»: «уже десять лет, как я отщетился их (старого) учения».

За дело обращения общины к единоверию Сергий взялся довольно осторожно. Получив окружное послание Никифора Феотоки, направленное к старообрядцам, он как бы в ответ составил 15 вопросов по нескольким пунктам разногласий старообрядцев и никонианцев и зачитал их при собрании иргизских настоятелей и старшей братии. Собравшиеся одобрили вопросник и уполномочили Сергия отправить его Никифору за своей подписью и подписью уставщика обители Прохора. Сергий, воспользовавшись приездом Никифора в Саратовскую губернию для обозрения церквей, 18 июля 1790 года явился к тому с визитом, в ходе которого передал вопросы и прошение, где среди прочего говорилось:

«Видя мы вашу благосклонность и велеотеческую милость, осмеливаемся припасть к стопам вашего высокопреосвященства и просить на наше следующее вам представление архипастырского вашего законоправительного от св.отец писания разсуждения и решительности. Просим вывесть не только что нас убогих из сомнения, но и прочих нашего старообрядческого единения, дабы можно было всякому видеть ваше архипастырское законное разсуждение и решительность, и могли бы не только мы, но и всяк без сомнения приитить и присоединиться к грекороссийской святой православной церкви, и ежели ваше высокопреосвященство дадите нам на сие желанное и просимое нами свято-церковное правильное и несомнительное решение, мы, именем всего нашего общества, обещаемся все пред всемогущим Богом, по решении, присоединиться к грекороссийской православной церкви.»

Вопросы Сергия сами по себе ничем не примечательны, любопытна их умеренность, мягкость и сдержанность по сравнению с обычными вопросами подобных дискуссий. Скорее всего Сергий заранее предполагал, какие будут даны ответы, но ему требовался формальный повод для инициации процесса присоединения общины к единоверию. Николай Соколов предполагает в своём сочинении, что участники соборного совещания, вероятнее всего, отметили мягкость и избитость вопросов, потому и отказались поставить свои подписи под ними. Трогательность обращения, а главное, обещание со стороны самого Сергия отказаться вместе с влиятельнейшей иргизской общиной от старообрядчества не могли не обратить на себя особое внимание Никифора, сочинившего «Ответы на 15 вопросов иргизских раскольников и рассуждение о св. мире», впоследствии не раз переиздававшиеся. Получив ответы архиепископа, Сергий немедленно разослал копии с них по всем старообрядческим общинам, тем самым довольно ясно продемонстрировав свои намерения. Вероятно, это и стало причиной его повторной отставки с поста настоятеля предположительно в конце 1791 года.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ