Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Санджиев, Никита Амолданович

Санджиев, Никита Амолданович

Скульптура

День рождения 10 января 1924

скульптор, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР, лауреат Государственной премии Калмыцкой АССР имени О


Никита Амолданович Санджиев (10 января 1924, Бор-Нур, Манычский улус, Калмыцкая АО — 1994, Москва, Россия) — скульптор, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР, лауреат Государственной премии Калмыцкой АССР имени О. И. Городовикова.

Основоположник современного профессионального калмыцкого пластического искусства. Считается первым калмыцким профессиональным скульптором.

Биография

Ранние годы

Никита Санджиев родился 10 января 1924 года в семье чабана в посёлке Бор-Нур. Родители назвали сына Микитой — в честь русского односельчанина, первым переступившим порог дома после недельной метели. Первые годы Никита провёл в степях, рядом с отарой и отцом. Он рано лишился родителей, в 1937 году был определён в детский дом в Вознесеновке. После семи классов из детдома его перевели в школу-десятилетку, расположенную в граничащий с Астраханской областью Приволжский район Калмыкии. Там он впервые увидел Волгу, а затем в августе 1938 вместе с группой отличников в качестве награды посетил Москву.

В 1941 году семнадцатилетний Санджиев подал заявление об отправке на фронт, однако его направили в Астраханское авиационное училище, где готовили военных авиамехаников. В 1942, попав в число лучших выпускников, он был зачислен в спецшколу пилотов Гражданского Воздушного Флота, а затем в Высшую школу военных лётчиков им. Героя Советского союза В. С. Хользунова в Кировобаде. После депортации калмыков 1944-го года Санджиев оказался в Новосибирской области.

Сибирский период

После войны Санджиев работал электромонтёром в одном из совхозов рядом с Новосибирском. Однажды он сорвался с электрического столба и сильно повредил ногу. После выздоровления руководство совхоза предложило ему позицию кассира в местном клубе. Там помимо основной работы он оформлял афиши и совхозную стенгазету и всё свободное время занимался рисованием. Со временем на его работы обратили внимание в областном Доме народного творчества. На выставке работ самодеятельных художников, где были представлены несколько акварелей и рисунков, Санджиеву повезло познакомиться с эвакуированным из Москвы скульптором Д. С. Соколовским. В дальнейшем тот принял деятельное участие в судьбе начинающего художника. Благодаря его протекции Санджиеву удалось в 1946 году устроиться в бутафорский цех Новосибирского театра оперы и балета.

Работа под руководством А. Г. Гомулина, ученика знаменитого скульптора-анималиста Артемия Обера, и постоянное общение с художниками и артистами постепенно втянули Санджиева в творческий мир Новосибирска. Параллельно с работой Санджиев продолжал трёхгодичные занятия в студии при Доме народного творчества. На «постоянное стремление к поиску внутренней структуры вещей» молодого художника обратила внимание новый руководитель студии известный скульптор Вера Штейн. Она подтолкнула Санджиева к ваянию и стала его первым педагогом. В свою очередь, от Гомулина Санджиев научился технологии ваяния: лепному моделированию, формовке, отливке и окончательной отделке. C 1949 года Санджиев работал скульптором в архитектурно-скульптурных мастерских при Новосибирском товариществе художников. Там он изготавливал лепные карнизы, фризы и декоративные рельефы для многих зданий Новосибирска, исполненных в сталинском ампире, и очень быстро стал признанным лепщиком.

В 1950 году его пригласили в Рубцовск в Алтайском крае. Он занимает должность главного специалиста по лепным работам в местном строительном тресте и ведёт крупные оформительские работы на Алтайском тракторном заводе. В 1952 году переезжает в Кемерово. Там работает в местном художественном фонде и впервые обращается к станковой скульптуре — фактически именно тогда началась творческая биография Санджиева как скульптора. Он впервые принял участие в областной художественной выставке наравне с известными мастерами и был тепло принят критикой.

Белорусский период

По совету товарищей он решается получить художественное образование. В поисках места Санджиев побывал в Москве, Ленинграде, Прибалтике. В 1956 году приехал в Минск, но опоздал к приёму в училище. В местном художественном фонде ему также отказали в работе, мотивировав отсутствием образования, но посоветовали обратиться к известному скульптору и одному из руководителей Союза художников Белоруссии Заиру Азгуру. Тот предложил в качестве единственного выхода представить на суд художественного совета хотя бы одну работу, после чего может быть принято решение о внеочередном зачислении. Санджиеву выделили место в мастерской скульптора В. Полийчука. Вскоре его портрет пожилой женщины увидели Азгур и народные художники Белорусской ССР Алексей Глебов и Андрей Бембель, и рекомендовали принять Санджиева в художественный фонд в качестве исключения как художника, подающего большие надежды.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ