Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ратцель, Фридрих: биография

Антропогеография (человечество, отношение человека к земле, культура, народ и государство).

Ратцель считает, что возможно установить единство всего человечества, несмотря на все нынешние различия. Описывая различия рас, автор приходит к выводу, что ни одна раса не представляет собой совершенно обособленной, естественной группы. Географическое распространение рас на земле в некоторых отношениях сходно с областями распространения известных растений и животных и показывает, что все живые существа подчиняются в более или менее одинаковой степени воздействиям внешней среды. Здесь же Ратцель описывает процессы столкновения между расами (борьба), наслоение, отвращение рас. В параграфе под названием «Жизнь земли» Ратцель пишет, что «ограничение всего развития жизни на земле одним определенным пространством привело к концентрации в узкие границы всей жизнедеятельности живого мира и всех внешних влияний, которым жизнь подвергается». При этом изменчивость он подразумевает под основным свойством жизни на земле. В дополнение ко всему сказанному о том, что Ратцель любил рассматривать развитие человечества в его связи с природой, приведу еще одну цитату: «Если нам приходится считать область распространения вида или расы важным его качеством, то при обсуждении истории этого вида важно обращать внимание на изменения климата и почвы» (то есть внешние факторы, влияющие на пространство). Другим примером географ сравнивает жизнь животных, растений и человека. Он считает, что густота жизни, перенаселение привели к тому, что люди обособились на небольших пространствах (примером являются многоэтажные жилые дома, где люди живут друг над другом) также, как и животные (пример — леса, где возможно деление на ярусы). Здесь я бы не согласился, ибо животные, живущие в лесах, не столь скученны, число их видов не сильно отличается от живущих на открытых пространствах. У людей часто наоборот. Стоит согласиться с автором, что на всем протяжении истории человечества мы видим борьбу за пространство, за существование (как у животных: у кого выше уровень развития, навыки, у того больше пищи). Ответвление новых форм возможно в жизни народов лишь тогда, когда они занимают обширные пространства; только в этом случае они могут найти необходимое уединение, укрепятся их особые признаки, без которых невозможно выделение их в специальную группу. Автор также подчеркивает неразрывность истории и географии при сравнительном изучении земли, перемещения народов. Таким образом, эпохи можно различать по характеру и силе этих исторических движений. При этом Ратцель подчеркивает как развитие отношений между народами влияет на образование новых государств, приводя в пример торговые связи, ставшие первоисточником образования колоний. Социальное неравенство между низшими расами расширяет пропасть с представителями высшей расы. Как пример, Ратцель приводит тот факт, что например в США случаются браки между белыми и неграми, но лишь в низших слоях населения. В Сибири русский чиновник, офицер не женится на бурятке, мещанин или крестьянин — сплошь-да-рядом. Человек как часть поверхности земли. «Почва определяет все движения человека на земле — со своим положением и пространственными отношениями, устройством поверхности и растительностью. Природа воздействует на тело и дух целых народов». Под словом «почва» Ратцель подразумевает окружающую среду в самом обширном смысле слова, начиная с воздуха, света и небесного свода, отражающегося у него в душе, до земли, возделываемой земледельцем и глыбы камня, венчающего нередко один из красивейших его храмов. Таким образом, всякое изучение любого народа мы должны начинать с почвы, на которой он живет и действует и которая нередко служит Родиною уже большого числа поколений. В параграфе, где рассматриваются пути сообщения народов, Ратцель дает своё интересное определение дороги: «каждая дорога — известное расстояние, часть земной поверхности и определенное человеческое творчество (кроме рек)». На протяжении истории у диких народов дорог не было, одни тропинки, а в развитых государствах появлялись каменные (примером служит Рим). Далее автор затрагивает тему средств сообщения для перевозки товаров: «всякое сообщение должно сопровождаться затратой сил, благодаря которой на поверхности земли совершаются различные движения. Носители этих сил — люди, животные, вода, ветер». На тот момент каких-либо других движущих сил для перевозки товаров не существовало. В книге упоминается также о различии двух понятий: нация и национальность. Нация — народ в его политической самостоятельности. Национальность — несамостоятельная часть известного народа.

Литература

1. Ф. Ратцель. Земля и жизнь: сравнительное землеведение. Т. 1-2. СПб., 1903—1906. 2. Ф. Ратцель. Народоведение. Т. 1-2. СПб., 1903. 3. Ф. Ратцель. Политическая география (1897). 4. Дугин А. Основы геополитики. Арктогея, 1997. 5. Макиндер Х. Географическая ось истории. Элементы, 1995. 6. Дугин А. Мода на геополитику. Арктогея, 1997. 7. Лавров С. Геополитика: возрождение запретного направления. 8. Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902. 9. Ратцель, Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  • С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998
  • География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ