Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ратцель, Фридрих: биография

Единство человеческого рода — не однообразие, но общность, доказанная свидетельствами во всех областях народной жизни. Он делит народы на стоящих на низшей (дикие народы) и высшей ступени (европейцы) в лестнице. Под «дикими» Ратцель понимал народы, которые находятся в большей зависимости от природы, чем народы культурные. Он доказывает что все дикие народы живут в очень редком расселении, а высшая культура несет с собой и более высокую плотность расселения. «Однажды начавшееся смешение рас идет все дальше и дальше, причем каждый новый приток крови высшей расы выравнивает расстояние по отношению к высоте…» (напр. индейцы в Мексике или Перу почти уже достигают уровня потомков европейцев, от которых до завоевания их отделяла целая пропасть).

Религия

Здесь Ратцель рассуждает о религиозных догадках и представлениях диких народов. Этнография не знает народов, совершенно лишенных религии, а знает лишь разный уровень развития религиозных идей: у одних они еще в виде зачатков, у других развертываются в разнообразное богатство миров и сказаний. Ратцель считает, что религиозное чувство находит отклик именно в низших слоях человечества.

Изобретение и открытие

«В основе материального прогресса человечества лежит все более и более усугубляющееся и расширяющееся изучение явлений природы. Отсюда исходит все возрастающее обилие средств, которыми человек пользуется для улучшения и украшения своей жизни.»

Жилища

Во всем у человека, как и у животных, ощущается зависимость от природы. Проявляется это и в строительстве. По мнению Ратцеля первоначально все особенности расположения и свойства строений были обусловлены близостью к источнику пропитания и уже потом защитой от внешних врагов. Если не от животных, то от себе подобных (то есть людей). Он пишет, что «мы находим укрепленные селения скученными на вершинах гор или на островах, на излучинах рек или на мысах». Тогда опасность вражеских нападений была еще у всех на виду. Затем основополагающим фактором стали: общие интересы труда (с развитием экономического разделения труда), торговля (места перекрещивания путей сообщения) и т. д.

Государство

«Если политика культурных народов не отличается верностью и доверчивостью, то политика диких народов может служить выражением самых низких свойств, недоверчивости, предательства и беспощадности». Сравнение европейской политики и «дикой» политики африканских народов. Сущностью государственных образований у диких народов Ратцель видит неопределенность границ, которые намеренно не проводятся в виде линий, а поддерживаются открытыми, в виде свободного пространства изменчивой ширины. Автор приходит к выводу, что общее самообладание и общие интересы создают государство. Почти во всех государствах неевропейского культурного круга управляют вторгшиеся в них завоеватели-чужеземцы. Сознание национальной связи возникает лишь позднее и прокладывает себе дорогу в виде государствообразующей силы, когда вступают в дело и умственные интересы народа.

«Земля и жизнь. Сравнительное землеведение»

Землеведение в доисторический и исторический периоды (эпоха открытий; начало и возрождение географии, как науки; научная география).

«В исторические моменты, когда существует очень сильная власть или имеется сильная потребность в политическом или экономическом расширении, появляются географические открытия; тогда чувствуется необходимость в географических познаниях. Греки и немцы сделали много для науки, римляне, испанцы, голландцы и англичане более других содействовали открытиям. Немцы для открытия Америки практически сделали очень мало; надо в этом открыто сознаться; но впоследствии, мы все же старались снять завесу, скрывавшую эту часть земли при помощи книг, карт и инструментов…». Здесь же Ратцель высказывает своё мнение, что география как таковая началась с эпохи первых географических открытий. По поводу начала и возрождения географии как науки он пишет, что первые зачатки появились в поясе сухих воздушных течений: междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамии), Египте. Ибо там появились первые астрономы, наблюдавшие за звёздами. Интересный факт. Говоря о русских путешественниках, Ратцель пишет: «не из национального самолюбия, а из чувства справедливости мы несколько дольше остановимся на географических исследованиях и открытиях русских, которым в этом отношении должно быть отведено одно из первых мест». Признавая главенство немецкой науки и ученых, Ратцель отдает себе отчет, что другие развитые народы также имеют свой собственный научный опыт.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ