Бартоломео Карло Растрелли (1675, предположительно 29 ноября, Флоренция — 18 (29) ноября 1744, Санкт-Петербург) — литейщик из металла и скульптор, отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли.
Биография
Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV. Имел также и архитектурное образование. Через папского нунция купил в Ватикане графский титул. В 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы.
В 1716 году Растрелли поселился на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). В двух специально выстроенных для работы «анбарах» придворный скульптор создал Триумфальный столп, бюст и восковую фигуру Петра I, здесь же была начата работа над первым в России памятником — конной скульптурой Петра I.
Работы
Первой скульптурной работой, выполненной Растрелли-старшим в России, стал бюст А. Д. Меншикова (1716—1717 гг., бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Следующими скульптурными произведениями, исполненными Растрелли в Петербурге, стали бронзовые фигуры на мотивы различных басен Эзопа; они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графу Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом, они уничтожены.
Из скульптур Растрелли до нас дошли:
- бронзовый бюст Петра I (Государственный Эрмитаж, вариант — Государственный Русский музей);
- статуя этого государя верхом на коне на площади пред Инженерным замком;
- «Анна Иоанновна с арапчонком»: бронзовая статуя императрицы в сопровождении пажа (ГРМ);
- голова Петра I на конной статуе Фердинанда II Медичи (Лихтенштейнский музей в Вене).
Из не сохранившихся до наших дней работ Растрелли известны бронзовый бюст С. Л. Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию Петра I, а также свинцовые статуи, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов. Фонтан-шутиха «Дубок» был восстановлен в 1952 году по сохранившейся оригинальной металлической веточке.
Как архитектор Растрелли-старший участвовал (с 1716 года) в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Под его руководством начали рыть каналы и высаживать деревья на территории парка, однако через четыре месяца в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон, чей проект больше понравился царю, и дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли.