Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Расизаде, Алирза Абдуллаевич: биография

В деятельности Алирзы, как куратора вопросов культурной революции в секретариате АзЦИК, важное место занимали ещё два вопроса: возобновление издания в Баку сатирического журнала «Молла Насреддин» в 1922 году и учреждение литературного журнала «Азербайджан» в 1923 году. По заданию председателя АзЦИК С. А. Агамалы-оглы, Алирза вступил в переписку со своим учителем Дж. Мамедкули-заде, бежавшим после революции в Тебриз (Иран), уговаривая его вернуться в Баку, где ему было обещано возобновление издания журнала «Молла Насреддин». После того, как Мамедкули-заде вернулся, Алирза содействовал в решении всех финансовых и технических вопросов издания его журнала — советское правительство создало все условия для плодотворной работы писателя и успешного издания журнала, на что была отпущена крупная сумма денег. Наконец, 2 ноября 1922 года в Баку вышел первый в советское время номер «Моллы Насреддина».

Сразу после вступления в СССР (30 декабря 1922 года) Совнарком Аз. ССР перешёл с 1923 года к «новой экономической политике» (НЭП) в Азербайджане. Члены АзЦИК были откомандированы в сельские районы, где НЭП вызывал недовольство крестьянства, облагаемого 30-процентным продналогом. В одной из таких командировок осенью 1923 года Алирза попал (при невыясненных обстоятельствах) в бурный поток на переправе через горную речку и захлебнулся — его лёгкие наполнились водой, он не мог дышать и образовалась водянка (скопление жидкости в лёгких). Его привезли в Баку, но было уже поздно и 30 ноября 1923 года Алирза скончался у себя дома на Буйнакской улице. На следующий день его похоронили неподалёку на Чемберекендском кладбище города Баку. Организатором похорон и распорядителем имущества Алирзы был его брат Гусейн Джавид Расизаде. Недолго думая, Гусейн Джавид распродал квартиру, имущество и обширную библиотеку Алирзы, лишив крова его вдову и сироту-сына, после чего те мыкались по углам в поисках пристанища. Мать, Сакину-ханум, отделили от сына и послали по партийной линии в город Кубу, а малолетнего Шамиля (прибавив ему один год) определили в сиротский приют.

Если бы не советская власть с её бесплатным жильём, образованием и партийной карьерой, нетрудно представить себе, какая жалкая судьба была уготовлена потомкам Алирзы Расизаде: Сакина-ханум дослужилась в 1953 году до заместителя министра юстиции Аз. ССР, а сын Алирзы Шамиль Расизаде — до заместителя председателя Совета министров Аз. ССР в 1970—1984 годах. Однако семья воссоединилась (после 1923 года) только в 1946 году, когда Шамиль вернулся в Баку из Нахичевани в комнатку своей матери в коммунальной квартире на улице Гоголя 4 напротив Молоканского сада. Их собственная судьба явилась блестящим доказательством верности марксизма, которого придерживался сам Алирза в бесконечных спорах трёх братьев Расизаде: только благодаря социализму и советской власти его семья, оставшись без кормильца, сумела выбраться из нищеты, получив бесплатное образование и жильё, и самостоятельно (без традиционных взяток, протекции и местничества) подняться по социальной лестнице.

Алирза Расизаде слишком рано умер, чтобы занять более заметное положение в обществе и оставить след в историографии того периода, подобно целой плеядe своих современников. С другой стороны, однако, если бы он дожил до великой сталинской (в данном случае багировской) чистки тогдашнего руководствa Азербайджанской ССР, то был бы несомненно репрессирован в числе первых как слишком незаурядная и мыслящая личность старой царской школы. Его имя было стёрто не только из анналов истории, но даже из генеалогии нахичеванского рода Расизаде, из которого вышло так много известных личностей. Главная «вина», вменяемая ему современной азербайджанской идеологией, заключается в бескомпромиссной позиции Алирзы по принципиальному вопросу выбора пути развития азербайджанского общества: он настаивал на национальном развитии в русле европейской (а не исламской) цивилизации через русский язык и культуру. Однако этот курс закончился крахом в 1991 году с развалом СССР и Азербайджан пошёл иным путём. Только сейчас, кропотливо разгребая пласты столетней истории, истинная роль Алирзы Расизаде в социалистической революции и его идеи, опередившие своё время, засветили сквозь мрак забвения и политкорректного замалчивания в угоду политической конъюнктуре: «И вдруг из пепла нам блеснёт алмаз, сверкая чистой гранью».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ