Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Никонов, Андрей Иванович: биография

В 1838 — 1839 гг. в ходе экспедиции против горцев в результате мощных десантных ударов были отбиты земли от устья реки Шапсухо до Суджукской бухты и возведены укрепления Тенгинское, форт Лазарево, Новороссийское, Головинское. Под командованием контр-адмирала С. П. Хрущова А. И. Никонов принял участие в двух таких операциях, возглавив штурмовые отряды при высадке десанта в устье рек Шапсухо (10.07.1838 г.) и Псезуапсе (07.07.1839 г.). В первой из них со своим отрядом Андрей Иванович занял вершину горы Мошан и обеспечил проход через перевал основных сил пехоты, за что был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом.

В 1839 году на флагманском корабле «Силистрия», участвовал в крейсерских плаваниях по Черному морю с целью предотвращения контрабандного подвоза противнику оружия, пороха и продовольствия. В одной из ночных стычек А. И. Никонов получил тяжелое ранение в живот, после чего 6 месяцев находился на лечении.

С 1841 по 1846 гг. в прежней должности А. И. Никонов крейсировал по Чёрному и Азовскому морям на фрегате «Флора», линейном корабле «Три Святителя», пароходах «Молодец» и «Инкерман». 1 января 1846 года Андрей Иванович был произведен в канитан-лейтенанты с последующим назначением старшим адъютантом дежурства штаба Черноморского флота и флаг-офицером при контр-адмирале С. П. Хрущове. В. 1846 — 1848 гг. на пароходах «Громоносец», «Северная Звезда» и фрегат «Кагул» ходил с эскадрою у восточного берега Черного моря.

В 1848 году А. И. Никонов был переведён в 44-й флотский экипаж командиром парохода-фрегата «Херсонес», а в марте 1851 года получил под своё командование вновь введённый в строй корвет «Ариадна» с одновременным переводом в 33-й флотский экипаж.

Участие в обороне Севастополя

Капитан 1 ранга А. И. Никонов в альбоме «Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853-1856 годов» Памятник Затопленным кораблям в Севастополе

Известие о начале Крымской войны застало А. И. Никонова в Средиземном море. С 2 августа 1852 года, командуя парусным корветом «Ариадна», он находился в Греции в распоряжении Российского представительства и плавал между портами Пирей, Смирна, Неаполь, Тулон, Марсель, Триест. Когда Турция 4 октября 1853 года объявила войну России и закрыла проливы Босфор и Дарданеллы, русские суда, находившиеся в Средиземном море, потеряли возможность вернуться в Севастополь. Тем не менее, первые месяцы корабли Черноморского флота продолжали нести здесь службу в штатном режиме. В декабре 1853 года даже пришло известие о присвоении А. И. Никонову очередного звания капитана 2 ранга. Ситуация обострилась 15 марта следующего года, когда в войну на стороне Турции вступили Великобритания и Франция. Теперь выход для русских кораблей из Средиземного моря был закрыт и через Гибралтарский пролив.

Уже через две недели, 29 марта 1854 года по Высочайшему повелению «Ариадна» была продана греческому правительству. Передача корвета состоялась на следующий день в итальянском порту Триест, откуда экипаж, вместе с командами ещё двух проданных Греции бригов («Орфей» и «Персий») сухопутным путем, через Вену и Варшаву прибыл в Россию. Согласно донесению в полном составе, т. е. без единого случая дезертирства, свою команду (92 человека) привел только А. И. Никонов. Вслед за этим, отправив экипаж в Николаев, он вернулся в Севастополь, где 19 мая был назначен командиром линейного корабля «Варна» и 45-й флотским экипажем.

После недавнего ремонта, все лето 1854 года «Варна» под командованием А. И. Никонова крейсерствовала на рейде Севастополя напротив Курийной балки. Так продолжалось до сентября 1854 года, когда к Севастополю подошёл англо-французский флот. Он был во много раз мощнее и технически совершеннее Черноморского флота, что не оставляло русской эскадре никаких шансов на победу в морско сражении. Чтобы сделать невозможным прорыв противника в город со стороны моря, на входе в Севастопольскую бухту между Александровской и Константиновской батареями по настоянию князя А. С. Меншикова были затоплены семь российских кораблей.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ