Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Мюррей, Маргарет: биография

В 1920—1923 годах М. Мюррей проводит раскопки на Мальте и в районе Борг ин-Надир открывает остатки большого мегалитического храма, относящегося приблизительно к 2500 году до н. э, и рядом с ним поселение эпохи бронзового века. В 1930—1931 годах она, по поручению Кембриджского университета и совместно с барселонским Институтом изучения Каталонии, исследует остатки строений на Менорке в Трепуко, относящиеся к культуре Талайот (около 1300 г. до н. э.). Раскопки показали, что здесь находились по меньшей мере 7 «талайот», два из которых сохранились. Сохранились также части крепостных стен с этими двумя башнями, ритуальное доисторичесое место с алтарём из камня и захоронениями.

В 1924 году М. Мюррей становится ассистент-профессором по египтологии Лондонского университета, и занимает этот пост вплоть до ухода на пенсию в 1935 году. В 1926 году она была принята в члены Британского королевского антропологического института. За свои опубликованные работы учёной было в 1931 году присвоено звание «Doctor of Letters». В 1953 она становится почётным президентом Общества народознания. В возрасте 100 лет М.Мюррей опубликовала свою последнюю книгу — автобиографию «Мои первые 100 лет» (My first hundred years).

Ведовство и колдовство в сочинениях М. Мюррей

Историей колдовства и ведовских процессов М. Мюррей начала интересоваться в 1915 году, когда, вернувшись из Египта на лечение, она жила в городке Гластонбери, в Сомерсете. На основании проведённых ею там исследований в 1921 году вышло в свет наиболее оспариваемое её сочинение «Культ ведьм в Западной Европе». В этой книге она высказывает идею о существовании в средневековой Европе широко распространённого тайного языческого культа, оказывавшего постоянное сопротивление христианству. Язычники были организованы в особые «ковены», каждый из которых состоял из 13 членов и почитал некое мужское божество. М. Мюррей прослеживала существование этой религии от времён неолита и вплоть до начала ведовских процессов позднего Средневековья (ок. 1450 г.). Несмотря на кровавый характер этого культа с его человеческими жертвоприношениями, М. Мюррей положительно воспринимала его характер, так как видела в нём пример равноправия и освобождения женщины, раскрепощённую сексуальность и протест против угнетения официальной церковью. Как предполагают исследователи творчества М. Мюррей, эта её теория была откликом консервативного романтика на современный ей модернизм и ужасы Первой мировой войны. Работа «Культ ведьм в Западной Европе» была весьма критически воспринята рядом известных историков, обвинявших её в том числе в выискивании «доказательств» в никому не известных источниках и в прямой фальсификации отдельных документов. Многие идеи М. Мюррей возникли под влиянием сочинения антрополога Джеймса Фрезера «Золотая ветвь».

Подобным же темам были посвящены и более поздние книги М. Мюррей. В вышедшей в 1933 году книге Бог ведьм (God of the Witches) она сообщает, что ведьмы на своих собраниях исполняли определённый культ, поклоняясь «рогатому богу». Корни же этой религии уходят в предысторические времена. Мюррей пишет, что признания ведьм в том, что они поклонялись рогатому Дьяволу во время судебных процессов над ними лишь доказывают, что они действительно молились такому богу. По её мнению, во время молений язычников Дьявол был представлен замещавшим его жрецом, носившим на голове рогатый шлем. Поэтому не удивляет, что культ ведьм, согласно М. Мюррей, концентрируется не на некоей богине, как в современном культе викка. В более поздней своей работе Божетвенный король в Англии (The Divine King in England) (1954) писательница развивает свои мысли об языческом заговоре против английского дворянства и католической церкви. Так, загадочную смерть английского короля Вильгельма Руфуса она превращает в ритуальное убийство, осуществлённое будущим королём Генрихом I. Подобные эскапады не могли быть всерьёз восприняты даже поклонниками творчества М.Мюррей, хотя они и использовались позднее в художественной литературе.

Работы М. Мюррей привлекли большое внимание в том числе и научных кругов к истории языческих религий на территории Европы и сохранившимся доныне их пережиткам, оказав влияние на такие концепции, как «старая Европа» М. Гимбутас. В то же время сложно чётко разграничить «христианское» и «языческое» в современном мире, где оба этих понятия достаточно тесно переплелись между собой. Так, и поныне сохраняются кое-где народные верования в духов, фей и т. п., а также в различные приметы. Обитатели потустороннего языческого мира по-прежнему обитают в народных сказках, сагах и легендах. Некоторые учёные (среди них и Карло Гинзбург) признавались впоследствии в том что, несмотря на то, что М. Мюррей в своей теории об язычестве многое преувеличила и исказила факты, они некоторое время находились по влиянием её идей.

Сочинения

  • The Osireion at Abydos (1904)
  • Saqqara Mastabas (1905)
  • Elementary Egyptian Grammar (1905)
  • Гробница двух братьев, The tomb of two brothers (1910)
  • Elementary Coptic Grammar (1911)
  • The Witch-cult in Western Europe (1921)
  • Excavations in Malta, vol. 1-3 (1923, 1925, 1929)
  • Египетские скульптуры, Egyptian Sculpture (1930)
  • Egyptian Temples (1931)
  • Cambridge Excavations in Minorca, vol. 1-3 (1932, 1934, 1938)
  • God of the Witches (1933)
  • Petra, the rock city of Edom (1939)
  • A Street in Petra (1940)
  • The Splendour That Was Egypt (1949)
  • The Divine King in England (1954)
  • The Genesis of Religion (1963)
  • My First Hundred Years (1963)
  • Книги М.Мюррей в Internet Archive

Литература

  • Norman Cohn: Europe’s Inner Demons. Pimlico, London 1973.
  • Cecil L’Estrange Ewen: Some Witchcraft Criticism. 1938.
  • Ronald Hutton: The Pagan Religions of the Ancient British Isles: Their Nature and Legacy. Blackwell Publishers, Oxford 1991.
  • Ronald Hutton: The Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft. Oxford University Press, Oxford 1999.
  • G. L. Kitteredge: Witchcraft in Old and New England. 1951, S. 275, 421, 565.
  • J. B. Russell: A History of Witchcraft, Sorcerers, Heretics, and Pagans. Thames & Hudson, Nachdruck 1995.
  • Jacqueline Simpson: Margaret Murray: Who Believed Her and Why? In: Folklore. Band 105, 1994, S. 89-96.
  • Keith Thomas: Religion and the Decline of Magic. 1971 and 1997, S. 514—517.
  • Rosalie David: Religion and Magic in Ancient Egypt. Penguin Books, London/ New York 2003, ISBN 978-0-14-026252-0.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ