Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Монтесума I: биография

Расширение территории ацтекской империи привело Монтесуму к необходимости постоянного подавления мятежей недовольных огромными размерами дани покорённых племён, которые случались в каждый период сбора налогов. Вскоре после победы над миштеками вспыхнуло восстание тотонаков в области Куэтлаштла и соседних районах. Если верить данным Дурана и Тесосомока, тотонаки удушили ацтекских сборщиков налогов дымом от подожжённого перца, затем извлекли им кишки через спину и обмотали через шеи трупов. После этого они нарядили мёртвых ацтеков в богатые одеяния и усадили за накрытый стол. Вволю наглумившись над убитыми, тотонаки выбросили их тела диким зверям и птицам. Когда войска ацтеков подступили к Куэтлаштле, зачинщики мятежа попытались укрыться в пещерах, однако были выданы рядовыми жителями-тотонаками, после чего здесь была оставлена ацтекская администрация. После этого началось восстание миштеков в Оахаке. Расправа Монтесумы над восставшими в Оахаке была столь жестокой, что привела к значительным опустошениям этой плодородной области. По совету Тлакаэлеля, в Оахак были массово переселены целые семьи колонистов из различных районов Ацтекской империи. После усмирения миштеков Тройственному союзу ацтеков удалось после долгих лет упорной борьбы в 1463 или 1465 году покорить военный союз Чалько — Амекамекан и утвердить свой контроль над всей Мексиканской долиной. Согласно данным Чимальпаина, около 16 тыс. жителей Чалько — Амекамекана после этого эмигрировали в Уэшоцинко.

Согласно данным Иштлильшочитля, Дурана, Тесосомока и «кодекса Чимальпопоки», Монтесума I смертельно заболел и умер в 1469 году после 29 или 30 лет правления. Однако «анналы Тлателолько» относят его смерть к 1468 году. После совершения торжественного погребального ритуала тело Монтесумы было похоронено на территории его дворца. Позднее на месте его захоронения построил свою резиденцию Эрнан Кортес.

Религиозная политика

Монтесума начал масштабные работы по расширению храма Уицилопочтли, причём привлёк к реализации этого проекта соседние города Кольуакан, Куитлауак, Койоакан, Мишкик и Шочимилько, на которые была возложена обязанность поставлять для строительства камень и известь. Город Чалько отказался оказать помощь, что послужило одним из поводов для экспансии со стороны ацтеков. Строительные работы продолжались два года, и в 1455 году, после победы Монтесумы над уастеками, состоялось торжественное открытие нового величественного храма, возвышавшегося на пирамиде высотой в 120 ступеней. Пленные уастеки стали первыми жертвами, принесёнными богу Уицилопочтли в новом храме. По сообщениям Дурана и Тесосомока, человеческие жертвоприношения и различные ритуалы продолжались 20 дней.

Поскольку в жертву ацтеки приносили в основном военнопленных, требовалось их постоянное поступление, для чего решено было начать регулярные ритуальные «цветочные войны» между городами Тройственного союза и городами долины Пуэбло — Тлашкала, Уэшоцинко и Чолула (ранее Чололлан). По одной из версий, идея «весёлой войны цветов» принадлежала сиуакоатлю Тлакаэлелю, брату тлатоани Монтесумы. Согласно одной из хроник, Тлакаэлель воспротивился намерениям брата принести пленных в жертву богу Уицилопочтли в храме, работы в котором ещё не были окончены. Чтобы боги получили источник регулярного поступления военнопленных для жертвоприношений, решено было организовать своеобразный «рынок съедобных воинов», каковым и стали «цветочные войны» с городами-государствами долины Пуэбло. Кровь воинов, пролитая в этих сражениях, также считалась принесённой в жертву богам Уицилопочтли и Тескатлипоке. В свою очередь, города долины Пуэбло («враги дома») участвовали в этих войнах для принесения жертв богу Камаштли.

После победы над миштеками Монтесума устроил великий праздник, для проведения которого по совету Тлакаэлеля приказал высечь большой темалакатль для человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли. Темалакатль водрузили на специальную платформу высотой в человеческий рост. Открывая празднование победы, Монтесума и Тлакаэлель лично при помощи нескольких жрецов принесли на темалакатле первые человеческие жертвы, вынув из их груди ещё живые сердца и преподнеся их богу солнца. Этот резной жертвенный камень в настоящее время хранится в Национальном музее антропологии в Мехико.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ