Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Абу Бакр: биография

В Бахрейне было два влиятельных племени — племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступил против вероотступников и разгромил их.

Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена.

Война с Римской империей и государством Сасанидов

Между походами на арабские племена, не принявшими ислам, в Аравии и завоеваниями Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не итогом глубоко проработанного плана. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к римскому императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).

К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения — садака — на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300—400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.

Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Римскую империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или римлянами, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился — главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены взаимной войной.

Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.

Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествам римской и персидской армии, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско форировалось в течении мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку амиры племён были крайне своевольны и не желали подиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Йазид б. Абу Суфьян, Шурахбил б. Хасан и Абу Убайда б. ал-Джараха. Халид б. ал-Валид в это время действовал в Междуречье со своей армией автономно. Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях — и, хотя поручиться за его достоверность крайне сложно, оно несомненно несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху — оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]».

Смерть

Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года — дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования. Абу Бакра похоронили в комнате Аиши возле пророка Мухаммада. После расширения мечети Пророка могила Абу Бакра вместе с могилами пророка Мухаммада и халифа Умара оказалась внутри мечети.

Характер

Абу Бакр был мягким человеком, лишенным властолюбия. Согласно классической арабской историографии вообще и воспоминаниям Аиши в частности, он вел необычайно скромный образ жизни; источником его существования были лишь земельный участок возле Медины и скудное жалованье.

Абу Бакр всячески подчеркивал, что является исполнителем заветов пророка Мухаммада и не вносит ничего нового.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ