Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ляпушкин, Иван Иванович

Ляпушкин, Иван Иванович

Археологи

04 ноября 1902 - 23 сентября 1968

советский археолог и историк, специалист по восточнославянскому средневековью, доктор исторических наук


Иван Иванович Ляпушкин (1902—1968) — советский археолог и историк, специалист по восточнославянскому средневековью, доктор исторических наук.

Биография

Родом из крестьян Самарской губернии.

Закончил Ленинградский университет.

В 1940-х обнаружил и выделил роменско-борщевскую культуру, также занимался раскопками Цимлянского городища салтово-маяцкой культуры. В 1952—1954 исследовал Новотроицкое городище.

Иван Иванович родился в 1902 году в семье крестьянина-кузнеца, в слободе Савруха Самарской губернии. В 1914 он поступает в школу. В период 1920-1924 гг. Иван Иванович работал школьным учителем в Поволжье и Фергане, а в 1924-1926 гг. служил в Красной Армии.

В 1927 году он поступает на исторический факультет Ленинградского педагогического института им. Герцена, в 1930 г. И. И. Ляпушкин оканчивает его.

В 1935 Иван Иванович поступает в аспирантуру ГАИМК-ИИМК,  промежуток в пять лет между окончанием института и поступлением в аспирантуру связан с тяжёлой болезнью – туберкулёзом и сразу после окончания института Иван Иванович был вынужден уехать на Южный Урал в город Миасс, где он преподавал историю. В аспирантуре Иван Иванович под руководством М. И. Артамонова начал работать над темой «Славяно-русские поселения на Дону и Тамани по археологическим данным». В 1940 г. защитил её в качестве кандидатской диссертации.

С началом Великой Отечественной войны по объективным причинам работа над докторской диссертацией была прекращена, однако научная деятельность не прекращалась, с 1943 года  И. И. Ляпушкин работал с Елабужской группой ИИМК в Поволжье. Только в 1945 году он возвращается в Ленинград. 7 июня 1961 года Иван Иванович защитил докторскую диссертацию.

Вся научная деятельность И. И. Ляпушкина была сфокусирована на теме истории восточных славян накануне сложения Древнерусского государства.

К решению проблемы Иван Иванович подходил широко и в хронологическом, и в территориальном аспектах. Так возникли его работы о культурах салтовской, черняховской и даже культуре оседлых племён скифского времени.   

И. И. Ляпушкин выдвинул гипотезу о сложении салтовской культуры из двух этнически различных культур - аланской и болгарской. Он смог убедительно показать, что в эпоху железа на территории Днепровского лесостепного Левобережья непрерывной оседлости не было, что периоды оседлости были дважды прерваны вторжением кочевников. Такими периодами прочной оседлости населения этих районов,  генетически непосредственно несвязанного, были: скифская эпоха VII-III вв. до н. э., черняховская культура III-IV вв. и славянская культура, появляющаяся да Днепровском Левобережье  в VIII-IX вв.

Сопоставляя славянские памятники Днепровского Левобережья со славянскими памятниками правого берега Днепра, Центральной Европы и Балканского полуострова, Иван Иванович обосновал чрезвычайно важное положение о большой близости славянской культуры днепровской правобережной и левобережной лесостепи в VIII-IX вв., о единстве и монолитности в VI-VII вв. общеславянской культуры от Днепра до Эльбы и Дуная. Он выдвинул интересную гипотезу о первоначальном членении единой славянской культуры не на западный и восточный варианты, а на северный и южный.

На основе материала раскопанного в Новотроицком городище, Иван Иванович доказал положение, что на кануне образования Древнерусского государства первичной социально- экономической ячейкой восточных славян была не родовая община, а община соседская, состоящая из отдельных семей, и ведущая обособленное хозяйство.

Анализируя материала с Новотроицкого городища а также ранее полученный материал И. И. Ляпушкин пришёл к выводу, что культура восточных славян не была архаична как полагали ранее: «Исходя из данных городища, можно утверждать, что бытовавшая в великокняжеский период материальная культура в различных областях хозяйственной деятельности, в первую очередь в сельском хозяйстве, а равно и в области прикладного художественного ремесла, в своих основах сложилась уже в VIII-IX вв., до образования Киевского государства». 

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ