Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Аронсон, Наум Львович

Аронсон, Наум Львович

Скульптура

25 декабря 1872 - 30 сентября 1943

лифляндский и французский скульптор и общественный деятель


Наум Львович Аронсон (латыш. Naums ronsons; 25 декабря 1872 [6 января 1873], Креславка, Двинский уезд, Витебская губерния, Российская империя — 30 сентября 1943, Нью-Йорк, США) — лифляндский и французский скульптор и общественный деятель. Член общества «Шамп де Марс». Член жюри по скульптуре Французского национального общества изящных искусств. Кавалер ордена Почетного легиона. Окончил рисовальную школу И. П. Трутнева в Вильне и муниципальную Школу декоративного искусства в Париже.

Биография

Наум Аронсон родился 25 декабря 1872 года в Краславе в хасидской семье, занимавшейся торговлей деревенскими продуктами. Получил обычное первоначальное религиозное воспитание в хедере.

В возрасте 15—17 лет Аронсон очутился в Вильне, где, терпя острую нужду, посещал школу рисования. По совету заведующего школой Аронсон занялся скульптурой, и стека оказалась ему более на руку, чем карандаш. Достигнув достаточной техники по лепке и рисунку, Аронсон сделал бюст попечителя Виленского учебного округа, Сергиевского, который впоследствии и хлопотал о принятии его в Академию художеств, но безуспешно, так как Аронсон не имел необходимого общеобразовательного ценза, a положение вольнослушателя было для евреев весьма стеснительно, порой же невозможно в силу законов о праве жительства.

Тогда, без средств и без знания французского языка, Аронсон уехал в Париж, где с 1891 года посещал бесплатную муниципальную «cole des arts dcoratifs», в которой, пробыв два года, получил за работу первый приз. Одновременно с школой он посещал также частное ателье «Calarossi»; для приобретения средств к жизни он выполнял технические работы y скульптора-мраморщика Гектора Лемера.

В 1894 году Аронсон должен был вернуться в Россию, чтобы отбывать воинскую повинность. Освобожденный по жребию от военной службы, он за неимением средств не мог вернуться в Париж, и только в 1896 году, сопровождая больного брата своего в Бреславль и сделав там несколько портретов-бюстов (профессоров Микулича, Нейдера, Ланденбурга и др.), он приобрел средства для поездки в столицу Франции. Здесь он вскоре впал в нужду, мешавшую ему правильно работать и усовершенствоваться; однажды Аронсон упал от истощения в обморок, скатившись при этом с лестницы. По счастливой случайности вечером того же дня (31 декабря 1896 года) он получил первый крупный заказ в 2000 франков. За первым материальным успехом последовали другие.

В 1897 году он был допущен в салон «Champ de Mars» с горельефом «Au del», изображающим головку девушки, которой смерть дает последний поцелуй, a уже в следующем году был принят членом этого художественного общества. Тогда началась публично-художественная деятельность Аронсона.

Сначала появляются на выставках его более сложные вещи: «Berceau d’amour» (Геро и Леандр — трупы плывущих рядом молодых влюбленных, красивые позы которых мягко сливаются с контурами морских волн), «Гнездо» (фигурки детей, удобно расположившихся под углублением небольшой скалы), «Жажда» (фигура лежащего нагого человека, простирающего руки к воде).

В 1900 году А. стал работать над бюстом Бетховена (законченным лишь через шесть лет). В том же году на международной выставке в Париже он получил вторую золотую медаль.

В 1901 году Аронсон выставил в Берлине в «Secessions-Ausstellung» целый ряд работ, среди которых находились и новые произведения: «Маленький мученик», напоминающий античную головку, и «Слепая» (женщина, идущая вдоль стены), показавшая умение художника лепить одетые фигуры.

В 1901 году Аронсон посетил Льва Толстого в Ясной Поляне и вылепил его портрет.

В 1902 году Аронсон впервые выставил свои работы в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге. Среди 40 его произведений на весенней выставке были, кроме вышеупомянутых, новая мраморная группа «Горе» (изображающая мужчину и женщину, которые, обнявшись, рыдают), много этюдных головок и бюсты-портреты Толстого и поэта Шеншина-Фета. (Голова старухи была приобретена музеем Академии художеств).

Возвращаясь за границу, Наум Аронсон в 1903 году посетил Брюссель и Гаагу, где лепил бюсты бурских генералов Девета, Ботта и Деларея, и разные места Голландии, где изучал средне-рейнский тип с целью создать идеальный портрет Бетховена таким, каким можно его представить по его музыке.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ