Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ли Шицзэн

Ли Шицзэн

Педагоги

29 мая 1881 - 30 сентября 1973

педагог, пропагандист анархистского учения, политический активист и член китайской Национальной партии в начале Республиканского Китая


Ли Шицзэн (кит. трад. , пиньинь: L Shzng, 29 мая 1881 — 30 сентября 1973) — педагог, пропагандист анархистского учения, политический активист и член китайской Национальной партии в начале Республиканского Китая.

После прибытия в Париж в 1902 году, Ли получил диплом по химии и биологии, затем, вместе со своими друзьями У Чжихуэем и Чжаном Жэньцзе, стал основателем китайской анархистского движения и сторонником революционной деятельности Сунь Ятсена. Он организовал культурный обмен между Францией и Китаем, с его помощью была создана первая фабрика в Европе по производству соевого творога, а также учебная программа «Работа и учеба», которые привлекали китайских студентов во Францию для работы на заводах. В 1920-е годы четвёрка Ли, Чжан, У и Цай Юаньпэй были известны как яростные антикоммунисты или «Четыре старейшины» китайской Национальной партии.

Молодость и начало карьеры

Ли родился в семье ученого-чиновника. Хотя его семья происходила из уезда Гаоян, Ли воспитывался в Пекине. Его отец, Ли Хунцзао, был высокий чиновником во время династии Цин. Семья была открытой к новым идеям и к Западу, и Ли было рекомендовано изучать иностранные языки и современные предметы. Когда его отец умер в 1897 году, правительство наградило своего сына званием, которое дало ему право стать чиновником среднего звена.

В 1900 году семья бежала от Ихэтуаньского восстания и вторжения Альянса восьми держав. После возвращения в Пекин, Ли принял участие в банкете в доме соседнего высокого чиновника, который был другом его отца. Там он познакомился с Чжаном Жэньцзе, сыном процветающего торговца шелком, чья семья купила ему диплом и приехала в столицу, чтобы организовать соответствующую контору. Вскоре они обнаружили, что разделяют идеи реформы китайского правительства и общества, это стало началом дружбы, которая продолжалась всю их жизнь. Когда Ли был выбран в 1903 году в качестве «студента посольства», чтобы сопровождать нового посла Сунь Баоци в Париже, Чжан присоединился к этой группе в качестве торгового атташе. Ли и Чжан вместе путешествовали, останавливаясь сначала в Шанхае, чтобы встретиться с У Чжихуэем, к тому времени уже знаменитому радикальному критику Цинского правительства, где они познакомились с другом У, Цай Юаньпэем.

Париж, анархизм и китайско-французская дружба

В то время, большинство студентов, которые выезжали за границу, отправлялись на учебу в Японии или США на государственной стипендии. Франция имела репутацию Дома революции и китайские чиновники отказывались спонсировать обучение там. Ли и Чжан, однако, имели связи, и приехали во Францию в декабре 1902 года, в сопровождении своих жен. Посол Сунь было снисходителен, и разрешал Ли тратить свое время на интенсивное изучение французского языка, но Ли покидал посольство, чтобы обучаться в аспирантуре по химии и биологии в Школе практического земледелия в Монтаржи, пригороде к югу от Парижа. За три года он получил ученую степень, а затем отправился в Париж для дальнейшего обучения в Парижском университете и Институте Пастера. Он объявил, что он хотел бы порвать с семейной традицией и не будет заниматься служебной карьерой. Чжан, между тем, начал делать свое состояние, начиная с парижской компании по импорту китайского декоративно-прикладного искусства и сувениров. Ли и Чжан убедили У Чжихуэя приехать в Париж из Эдинбурга, где он посещал лекции в университете. Ли, Чжан и У не забыли о своих революционных целях. На пути обратно в Китай с визитом, Чжан встретил анти-маньчжурского революционера Сунь Ятсена и обещал ему значительную финансовую поддержку. По возвращении в Париж в 1907 году, Чжан пригласил Ли и У присоединиться к организации Тунмэнхой.

Парижские анархисты

Трое молодых радикала находились в поисках идеи, чтобы объяснить мир и пути, как изменить его. Вскоре они обнаружили, что популярные доктрины анархизма, который они видели, как научно-космополитический набор идей, могли бы принести прогресс в Китае. Ключевой момент разницы с другими революционерами был в том, что для них политическая революция была бессмысленна без культурных изменений. Группа китайских анархистов в Токио, во главе с Лю Шипэем, одобряли возвращение к индивидуалистскому даосизму Древнего Китая, который власти нашли неактуальным, но для парижских анархистов, как выразился историк Петер Зарров, «наука есть истина и истина есть наука». В последующие годы они помогли анархизму стать тотальным, возможно, доминирующим, среди радикальных молодых китайцев..

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ