Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Коссинна, Густаф

Коссинна, Густаф

Археологи

28 сентября 1858 - 20 декабря 1931

немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете


Густаф Коссинна, нем. Gustaf Kossinna (Kossina); 28 сентября 1858, Тильзит — 20 декабря 1931, Берлин) — немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете. Наряду с К. Шухардтом был известным исследователем доисторического периода и основателем так называемого «метода археологии поселений», идеи которого были близки национал-социалистической идеологии. Считается предтечей нацистской «пропагандистской археологии». В конце жизни входил в различные «патриотические» и антисемитские группировки. В 1928 году основал «Национал-социалистическое общество германской культуры», был членом «Нордического кольца», занимавшегося исследованиями «расовой теории».

Биография

Родился в 1858 году в Тильзите, позже Советск (бывшая Восточная Пруссия). Отец Густафа был учителем в средней школе. Ещё будучи ребёнком Густаф изучил латинский язык и научился играть на фортепиано. Коссинна изучал классическую и германскую филологию в ряде университетов — в Геттингене, Лейпциге, Берлине и Страсбурге. В 1881 году в Страсбурге защитил докторскую диссертацию по теме "Древнейшие верхнефранкские письменные памятники". С 1888 по 1892 год Коссинна работал библиотекарем. Интерес к прошлому и археологии привёл его в Берлинское антропологическое общество. В 1902 году он был назначен профессором немецкой археологии в Берлинском университете. После этого он опубликовал много книг о происхождении германских народов, основав «Немецкое общество Предыстории», чтобы стимулировать интерес к исследованиям в этой теме. Он стал самым известным археологом в немецком мире. Уже в начале 20 в. он описал рёссенскую и гроссгартахскую культуры позднего неолита.

Коссинна разработал методическую систему «археологии обитания» (нем. Siedlungsarhaologie), посредством которой обеспечил разработку генезиса "индогерманцев" на базе нордической гипотезы. Система основывалась на тезисе: «Чётко очерченные культурные провинции во все времена были заселены чётко определёнными народами или группами народов». На заре истории, утверждал Коссинна, мы везде, где письменные источники указывают германцев, застаём своеобразные погребения и вещи. Это позволяет провести границы раннегерманской территории гораздо более точно, чем по указаниям письменных источников. В своих работах Коссинна реконструировал 14 завоевательных походов нордических "арийцев" в неолите, принесших более высокую культуру народам от Испании до Индии.

Эти идеи, однако, были резко раскритикованы, в частности, из-за их откровенно политических целей и неопределенности методологии.

Несмотря на обоснованную критику самого метода и его применения, теория Коссинны разрабатывалась и в других странах Европы и США. И даже сегодня она играет важную роль в изучении доисторических культур.

Идеи Коссинны, были связаны с утверждением, что германские народы представляют собой национальную идентичность с историческим правом на ту территорию, что они когда-то занимали. Таким образом, он обеспечивал оправдание для последующей нацистской аннексии земель в Польше и Чехословакии. Например, в одной своей статье Коссина утверждал, что Польша должна быть частью Германской империи. По его словам, все земли, где найдены немецкие артефакты, считаются немецкими, то есть частью древней немецкой территории. В 1919 году он, якобы, послал копию своей книги «Район Вислы — древняя родина немецкого народа» на Версальскую конференцию для того, чтобы подчеркнуть, что территория, которую утверждали для нового польского государства, должна быть немецкой.

В другой своей книге Коссинна выдвинул идею, согласно которой в древности существовала нордическая арийская раса, потомками которой стали современные немцы. По мнению Коссины, эта раса, сформировавшаяся ещё в бронзовом веке, физически и интеллектуально превосходила все остальные расы, а её переселение с севера на юг стало ключевым и поворотным событием мировой истории. Цель этой книги ясна с самого начала, её посвящение гласит: «Для немецкого народа, который является образующим блоком в реконструкции внутренне и внешне разделенного Отечества». Коссина отстаивал эволюционистскую модель культуры, согласно которой культурная эволюция происходит путём передачи идей, научно-технических достижений и взглядов со стороны более продвинутых народов менее продвинутым, с которыми они вступают в контакт.

Этноцентрические теории Коссины были направлены на то, чтобы представить историю Германии превосходящей историю Римской империи:, он утверждал, что германцы никогда не были разрушителями культуры, в отличие от римлян — и особенно французов. В сочетании с нацистской идеологией, эта теория дала хорошую основу для убеждения в том, что Германия занимает доминирующее место в мировой цивилизации. Он связал праиндоевропейцев с культурой северо немецкой шнуровой керамики и поместил индо-европейской прародину в Шлезвиг-Гольштейне.

Избранные публикации

  • Grogartacher und Rssener Stil. Zeitschrift fr Ethnologie 1908, 569 ff.
  • Die deutsche Vorgeschichte, eine hervorragend nationale Wissenschaft Curt Kabitzsch Verlag (Leipzig 1912).
  • Die Herkunft der Germanen. Zur Methode der Siedlungsarchologie. Mannus-Bibliothek 6 (Wrzburg 1911).
  • Der Goldfund vom Messingwerk bei Eberswalde und die goldenen Kultgefe der Germanen. Mannus-Bibliothek 12 (Wrzburg 1913).
  • Die deutsche Ostmark, ein Heimatboden der Germanen (Berlin 1919).
  • Altgermanische Kulturhhe. Eine Einfhrung in die deutsche Vor- und Frhgeschichte (Leipzig 1935).
  • Ursprung und Verbreitung der Germanen in vor- und frhgeschichtlicher Zeit. (3. Aufl. Leipzig 1936).

Коссинна был издателем журнала Mannus (1909—1942) и основателем Библиотеки Маннус.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ