Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Королёв, Борис Данилович: биография

К этому периоду относится ряд портретных бюстов революционеров для Центрального музея Революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России в Москве). В области станкового портрета наивысшие достижения были достигнуты в портретах В. И. Ленина (1926 и 1928) и А. И. Желябова (1927—1928). Ко времени создания памятника Бауману в Москве (1931), Королёв стал одним из ведущих ваятелей Советской России.

Общественная и педагогическая деятельность. Литературное наследие.

Творческую работу Б. Д. Королёв сочетал с интенсивной общественной и педагогической деятельностью. Преподавал в Пролеткульте, школе для бедных, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Был депутатом Московского Совета, состоял членом комиссии по охране памятников искусства и старины, заведовал скульптурным отделом при Коллегии ИЗО Наркомпроса в связи с работой по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Во многом именно благодаря неутомимой деятельности Королёва в условиях гражданской войны Москва 1918—1920 годов получила десятки памятников.

Литературное наследие и преподавательская деятельность Б. Д. Королёва занимают особое место в отечественной художественной педагогике. В 1950-х годах он работал над составлением собственного учебного пособия по скульптуре. Этот труд уникален в своем практическом значении для художественного образовательного процесса, так как является первым полноценным изданием подобного рода, предназначенным конкретно для решения учебно-методических задач. Пособие построено на принципе чередования творческих и учебных заданий. Данный принцип направлен на формирование личности скульптора, что составляет главную цель учебного пособия Королёва.

Поздний период (1950-е гг.)

Поздний период творчества мастера был наиболее трудным, так как в 50-х гг. был причислен к «формалистам»; его работы не принимались на выставки, был вынужден прекратить преподавательскую деятельность. Последние годы жизни провел в Ново-Абрамцевском поселке художников, работая над проектами памятников историческим деятелям и современникам. В своих произведениях Королёву удавалось запечатлеть черты эпохи. В экспозиции музея-усадьбы Абрамцево представлены поздние работы мастера.

Творческие задачи. Художественные особенности зрелого стиля

Одной из центральных творческих задач для Бориса Даниловича Королёва было решение проблемы синтеза искусств. На протяжении всей своей карьеры он занимался исследованием этой проблемы и даже создал Комиссию синтеза скульптуры и архитектуры, позже включившую и живописцев. В этом синтезе Королёв понимал скульптуру как одухотворяющее начало, образно раскрывающее концептуальное значение архитектуры. Важную роль в художественном синтезе Королёв отводил слову (в монументальной скульптуре — литературные тексты на пьедесталах). В наиболее значительных произведениях Б. Д. Королёв воплотил идею синтеза искусств, подчиняя их общему содержанию.

Кроме вышеупомянутых трёх стилевых направлений (реализм, импрессионизм, кубизм), взаимодействующих в творчестве Королёва, важной составляющей зрелого стиля скульптора была определенная степень эскизности монументальных произведений, которая сообщала им особую экспрессию. Королёв не любил отполированных, «облизанных» поверхностей в скульптуре и потому при обработке поверхностей придавал им характерную шероховатость, что усиливало впечатление эскизности. Эту манеру обработки поверхностей ученики мастера прозвали королёвским стилем, сам Королёв называл получаемы эффект «скульптурным колоритом». «Скульптурный колорит» по определению Королёва —

это тот свет и те тени, которые получаются от выпуклостей и от впадин форм и, если хотите, от шероховатостей поверхности. Если для колорита не хватает выпуклостей, я даю соответствующую обработку поверхности. Вот и весь так называемый мой, королёвский стиль

— В. Проппер Беседы с Королевым. Фрагменты интервью, впервые опубликованные в книге Фоминой, Яхонта, с. 60.

Прожив долгую жизнь, Борис Данилович Королёв прошёл основные этапы творческого развития вместе с русским советским искусством, в значительной степени определив магистральное направление развития советской скульптуры 1920—1940-х годов.

Б. Д. Королёв умер 18 июня 1963 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (8 участок, 25 ряд). Памятник на его могиле, по эскизу самого Бориса Даниловича, создан скульпторами Г. А. Шульцем и Я. Н. Купреяновым (архитектор Т. Г. Домбровская).

Перечень важнейших произведений

Памятники

  • Борцам революции в Саратове. Гранит. 1924—1925.
  • Н. Э. Бауману на Бауманской (Елоховской) пл. в Москве. Бронза, гранит. 1931.
  • В. И. Ленину в Ташкенте. Бронза, гранит, лабрадор. 1936.

Портреты

  • В. И. Ленина. Мрамор. 1926. Центральный музей В. И. Ленина, Москва.
  • А. И. Желябова. Дерево. 1927-28. Музей Революции СССР (Музей современной истории России), Москва.

Проекты

  • Проект монумента Освобожденному труду для Ленинграда. 1959.

Галерея

  • Могила Королёва на Новодевичьем кладбище Москвы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ