Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Антиох IV Эпифан: биография

После этого войско отправилось в Персию, по дороге Антиох заново основал колонию Антиохию, на месте которой в дальнейшем развился город Спасину Харакс. Посетив Персеполис, в 164 году он побывал в мидийской Экбатане, которая была переименована в честь правителя в Эпифанию.

Смерть

Существуют по крайней мере две версии гибели Антиоха IV, произошедшей осенью 164 года до н. э.:

  • Он умер от внезапной болезни после неудачной попытки ограбить храм Артемиды в Элемаиде и вестей о поражении своих войск в Иудее.
  • Царь был убит в городе Табы (расположенном недалеко от современного Исфахана) в сражении с местным населением или восставшими воинами. В пользу этой версии говорит обнаруженный в 1911 году в селении Армавир камень с греческими надписями, одна из которых предположительно является письмом Нумения к Лаодике IV, в котором тот описывает поход в Армению и обстоятельства смерти Антиоха IV.

Семья

От брака с Лаодикой IV родились:

  • Антиох V Евпатор (173 до н. э. — 162 до н. э.) — наследовал селевкидский трон после внезапной смерти своего отца. От имени ребёнка страной управлял Лисий.
  • Лаодика VI (?—115/113 до н. э.) — после 152 до н. э. вышла замуж за понтийского царя Митридата V, и стала матерью Митридата VI Евпатора.

Также Антиох имел связь с наложницей Антиохидой, которой подарил города Тарс и Малл, чьи жители подняли мятеж из-за этого решения правителя.

Личность

Оценки

Внешняя и внутренняя политика

Война с Египтом стала для Антиоха IV попыткой вернуть былое величие для своего царства, но инцидент с римским послом явно продемонстрировал неспособность сохранить своё независимое положение. После этого случая в Восточном Средиземноморье не осталось ни одного государства, не прислушавшегося к воле Вечного города.

Политика эллинизации, стоившая жизни самому Эпифану, в итоге вылилась в борьбу с религиозными культами Иудеи и восточных провинций, тем самым сведя на нет все её возможные достижения. Антагонизм между македонцами и греками и местным населением никуда не исчез, и хотя Антиох V отменил действие указов своего отца, это никак не повлияло на политику маккавеев, продолживших борьбу. Спустя годы взор на Иудею обратит Рим и возьмёт её под свою номинальную защиту, а туземное население восточных сатрапий перейдёт на сторону парфянских царей в их борьбе с Селевкидами.

Итоги правления

В царстве Селевкидов проявились особенно четко характерные черты эллинистического общества; но ни одно из достижений этого общества не получило и не могло получить законченного развития. Здесь, несмотря на объективную потребность и на сознательные усилия правителей, не было достигнуто ни единство государства, ни единство народа и его экономики, ни даже единство культуры.”.

Обладавший неплохими военными и дипломатическими способностями Антиох IV так и не смог навести порядок в государстве. К его смерти выступления в Иудеи не были подавлены, как и не был наведён порядок на востоке. Неразбериха с регентством и прилежное соблюдение условий Апамейского мира ослабила позиции и популярность Лисия, и в 161 году до н. э. население страны с восторгом приняла сына Селевка IV Деметрия, сумевшего бежать из Рима ради престола и сразу повелевшего умертвить опекуна и малолетнего сына Антиоха Эпифана.

С этого момента страна начинается планомерный упадок страны, ни один из последующих царей которой уже не умер своей смертью. Государство раздирали междоусобицы между представителями побочных ветвей Селевкидской династии и самозванцами. В царстве могли одновременно править сразу два претендента, чем активно воспользовались соседние страны, вмешивавшиеся в его внутреннюю политику и отторгавшие к себе владения потомков Селевка I Никатора.

Антиох IV Эпифан в литературе

  • Эдгар Аллан По. «Четыре зверя в одном (человеко-жираф)» (1836)
  • В. А. Алымов. «Завет Маккавея» (2006)
  • Б. Якубович. «Миражи Антиоха» (2012)
  • Б. Якубович. «Фиаско Антиоха» (2012)

Комментарии

  1. Принадлежавшие Селевкидам владения не имели самоназвания. В источниках это государственное образование именовалось как Сирийской царство, местное население считало себя поданными конкретного правителя этой династии; см. Бикерман. Государство Селевкидов. с. 5-7
  2. общественное здание, где за государственный счет кормились имевшие на это право горожане; см. Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга XLI. Гл. 20
  3. Не имевшие официальных должностей люди, бывшие одной из составляющих царского двора; см. Бикерман. Государство Селевкидов. с. 41

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ