Забелин, Иван Егорович: биография
Продолжением I главы «Домашнего быта русских царей» является статья «Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве» («Вестник Европы», 1871, № 1 и 2). Изданные в 1876 и 1879 годах два тома «Истории русской жизни с древнейших времён» представляют собой начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы русской жизни и её заимствования у соседей.
Он не был приверженцем норманнской теории. Забелин отступает здесь от своего прежнего взгляда на род как на стихийную силу, угнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что «отец-домодержец, выходя из дома и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом»; «братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство». Помимо этого, Забелиным были изданы:
- «Историческое описание московского Донского монастыря» (1865);
- «Кунцово и древний Сетунский стан» (М., 1873, с очерком истории чувства природы в древнерусском обществе);
- «Преображенское или Преображенск» (М., 1883);
- «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» (1884, ч. I. издание Московской городской думы);
- «История города Москвы» (М., 1905).
- «История русской жизни с древнейших времен». Часть 1 (1876).
- «История русской жизни с древнейших времен». Часть 2 (1879).
Список исследований, статей и заметок Забелина был помещён в издание «Общей истории и древностей» (М., 1886).
Очерки по истории Смуты
Первым поводом для обращения Забелина к событиям Смуты стала полемика с Костомаровым, который в своих исторических характеристиках Минина и Пожарского использовал данные поздних и недостоверных источников. Забелин в своих полемических очерках убедительно доказал некорректность такого подхода, а затем обратился и к другим спорным вопросам истории Смуты. В последующих очерках он изложил свою точку зрения на суть происходивших в то время событий; показал тенденциозность и недостоверность многих данных знаменитого «Сказания» Авраамия Палицина; рассказал о забытом, но по-своему очень интересном герое Смуты — старце Иринархе. Вскоре вся эта серия очерков, появившихся первоначально журнале «Русский архив» (1872, № 2—6 и 12), была издана отдельной книгой, которая пользовалась популярностью и до 1917 года выдержала несколько изданий.
Важнейшие статьи
Из статей 1850-х и 1860-х годов, собранных во 2-м томе «Опытов изучения русских древностей» (1872—1873), выдаются:
- «История и древности Москвы»;
- «Царь Алексей Михайлович»;
- «Русская личность и русское общество накануне Петровской реформы»;
- «О современных задачах русской истории и древностей»;
Из журнальных публикаций наиболее интересны:
- «Взгляд на развитие московского единодержавия» («Исторический вестник», 1881, № 3, 4, 5);
- «Черты самобытности в древнерусском зодчестве» («Древняя и Новая Россия», 1878, № 3 и 4).
Труды Забелина глазами его современников
Из статей о работах Забелина наиболее важны:
- А. Н. Пыпина, в «Вестнике Европы», 1876, № 8;
- К. П. Бестужева-Рюмина в «Древней и новой России» № 8;
- О. О. Первольфа, в «Журнале Министерства народноо просвещения», 1877, № 7;
- 13-е присуждение Уваровских наград.
Обзор взглядов Забелина также можно прочитать в «Истории русского самосознания» Кояловича.
Археология
В 1860 году Иван Егорович частично исследовал Краснокутский курган. в 1862 году, в Поднепровье, именно он раскопал знаменитый Чертомлыкский курган. Этот огромный курган высотой более двадцати метров и объёмом около 100 000 кубических метров, находился к северо-западу от Никополя.