Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Божоли, Роджер

Божоли, Роджер

Инженеры

25 апреля 1938 - 06 января 2012

американский инженер-гидромеханик и аэродинамик, работавший в компании Thiokol по производству твердотопливных ускорителей для космических челноков НАСА


Роджер Марк Божоли (англ. Roger Mark Boisjoly; 25 апреля 1938, Лоуэлл, Массачусетс, США — 6 января 2012, Нифай, Юта, США) — американский инженер-гидромеханик и аэродинамик, работавший в компании Thiokol по производству твердотопливных ускорителей для космических челноков НАСА. Известен тем, что пытался предотвратить возможную катастрофу шаттла «Челленджер», проведя собственное расследование и сделав вывод о смертельной опасности запуска челнока в холодную погоду. За день до запуска он безуспешно пытался отговорить НАСА от запуска «Челленджера», не сумев их убедить в том, что любое резиновое кольцо на твердотопливном ракетном ускорителе при холодной погоде может разорваться и привести к гибели всего корабля.

Биография

Ранние годы

Божоли родился 25 апреля 1938 года в городе Лоуэлл (штат Массачусетс). Он окончил Массачусетский университет в Лоуэлле, получив диплом инженера-механика, и проработал в аэрокосмической промышленности на протяжении 27 лет, занимая посты в разных компаниях Калифорнии и осуществляя разработку лунного автомобиля и лунных модулей поддержки жизнеобеспечения. Был известен как первоклассный учёный, решающий различные проблемы. По вероисповеданию был мормоном и заботился о семье, вследствие чего в 1980 году согласился на переход в компанию Morton Thiokol в штате Юта и даже на меньшую зарплату, чтобы быть поближе к семье. Там он занимался разработкой твердотопливных ракетных ускорителей для шаттлов НАСА.

Расследование Божоли

В июле 1985 года Божоли, занимаясь исследованием технологии безопасности шаттлов, составил записку для компании «Morton Thiokol», в которой сообщил о том, что если погода будет слишком холодной, то уплотнительные кольца (англ. O-rings, соединяющие секции твёрдотопливных ускорителей челнока, могут выйти из строя, и возможная катастрофа может привести к гибели челнока. Божоли основывался на наблюдениях за шаттлом «Дискавери», вернувшемся из экспедиции STS-51C: по данным Божоли, первое резиновое кольцо (верхнее) на одном из ракетных ускорителей было полностью разрушено, а второе (нижнее) было серьёзно повреждено, но не было разрушено до конца; его толщина составляла 1 мм в самой слабой части. Божоли отметил, что первое кольцо было ослаблено из-за низких температур ночью и уже не могло сдерживать горячие газы. Разрыв второго, нижнего кольца мог бы стать катастрофическим и привести к гибели всего челнока с экипажем. Считалось, что запуск «Дискавери» прошёл при температуре 10 °C.

Твердотопливные ракетные ускорители были соединены с шаттлом при помощи особых звеньев, а резиновые кольца были установлены специально для того, чтобы не выпускать высокотемпературные газы, которые могли бы прожечь топливный бак или разрушить звенья и привести к столкновению ускорителя с баком. Кольца должны были быть достаточно гибкими, чтобы не разорваться под давлением и не позволить также высокотемпературным газам выбраться наружу. Однако наблюдения Божоли показали, что резиновые кольца, достаточно серьёзно повреждённые, могли быть при следующем цикле зажигания разорваны полностью. Вследствие этого горячие газы выбрались бы наружу и прожгли бы бак, что привело бы ко взрыву космического челнока. Если же кольцо промерзало и теряло гибкость, то ему требовалось больше времени, чтобы отреагировать и заблокировать проникновение высокотемпературных газов наружу, к тому же чрезмерное давление могло его и в этом случае разорвать.

Божоли немедленно отправил записку своему начальству, но не получил никакой реакции. Он срочно создал специальную группу для исследования эффекта холода на ракеты-носители, но её работа затянулась из-за бюрократических трудностей и необходимости как можно скорее подготовиться к запуску следующего челнока. В конце 1985 года Божоли снова пытался убедить своё руководство не запускать шаттл, пока не будет гарантирована его безопасность и пока проблему с герметичными кольцами не разрешат, однако потерпел неудачу.

Катастрофа «Челленджера»

В ночь с 27 на 28 января 1986 года температура упала до 1 °C, и Божоли предпринял последнюю попытку с коллегами предотвратить катастрофу, обратившись к руководству «Morton Thiokol». Он устроил телеконференцию с НАСА вместе с ещё четырьмя инженерами (во главе с Бобом Эбелингом), а в качестве главного аргумента предоставил фотографии с повреждениями «Дискавери», призвав менеджеров компании и сотрудников НАСА не игнорировать факты и не запускать корабль, опасаясь, что он взорвётся прямо на старте. Также призвал остановить запуск корабля и президент аэрокосмической компании «Rockwell» Рокко Петроне, который заметил множество сосулек на топливопроводах и распределительных ящиках на стартовой площадке на мысе Канаверал.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ