Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Яцук, Николай Александрович

Яцук, Николай Александрович

Инженеры

11 января 1884 - 08 апреля 1930

инженер-механик флота, капитан 2 ранга, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из первых русских авиаторов, начальник Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба, командир 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда, первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана, Георгиевский кавалер, организовал первую в стране школу военной маскировки, преподаватель ВВИА имени Н


Николай Александрович Яцук (1884—1930) — инженер-механик флота, капитан 2 ранга, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из первых русских авиаторов, начальник Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба, командир 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда, первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана, Георгиевский кавалер, организовал первую в стране школу военной маскировки, преподаватель ВВИА имени Н. Е. Жуковского, профессор.

Биография

Николай Александрович Яцук родился 11 января 1884 года в Кемери Рижского уезда Лифляндской губернии Российской империи, в семье кадрового военного. Его отец капитан Яцук Александр Александрович — сын солдата, дослужившийся до поручика.

Служба в военно-морском флоте

В 1900 году после окончания 6 классов Псковской гимназии поступил на механическое отделение Морского инженерного училища, которое окончил с отличием 6 мая 1903 года и произведён в младшие инженер-механики. С мая 1903 по февраль 1904 года служил на Балтике судовым инженер-механиком миноносца № 221, затем младшим инженер-механиком на крейсере «Аврора». С апреля 1904 года — исполняющий должность судового инженер-механика эскадренного миноносца «Бодрый», на котором перешёл на Дальний Восток и вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Участник русско-японской войны. 1 января 1905 года переименован в поручики. За мужество в бою, проявленное в Цусимском сражении, Н. А. Яцук был награждён орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом. После Цусимского сражения миноносец «Бодрый» был интернирован в одном из китайских портов. Яцуку удалось совершить побег и добраться до Владивостока. До января 1906 года служил помощником старшего инженер-механика крейсера «Терек». С февраля 1906 года исполнял обязанности командира Владивостокского морского воздухоплавательного парка. В августе 1906 года часть была расформирована и Яцук вернулся в Петербург. Поступил на механическое отделение Морской Императорской Николаевской академии. 6 декабря 1907 года произведён в штабс-капитаны. Во время учёбы в академии дополнительно изучал воздухоплавание и радиоуправление.

В 1908 году окончил с отличием морскую академию и был назначен в 1-й Балтийский экипаж, преподавателем машинной школы. Затем непродолжительно служил на транспорте «Самоед». С июля 1909 по июль 1910 года участвовал в приемных испытаниях крейсера «Паллада». Параллельно занимался воздухоплаванием. В 1909 году построил планёр собственной конструкции и совершил на нём ряд полётов. В том же году он провёл опыты по радиоуправлению подводных лодок и летательных аппаратов. С ноября 1910 года состоял в распоряжении военного министра при Офицерской военно-электротехнической школе, как заведующий радиотелеграфными приборами особого назначения.

Служба в авиации

«…Нет ничего невозможного в том, что ближайшая же война явит нам случаи, когда воздухоплавательный аппарат с целью помешать разведке воздушного противника пожертвует собой, ударившись о него, чтобы вызвать его падение хотя бы ценой своей гибели».

В сентябре 1911 года Яцук был командирован в Офицерскую воздухоплавательную школу. 28 июня 1912 года сдал экзамен на звание лётчика при Школе авиации Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК) и продолжая обучение в школе работал в ней инструктором будущих пилотов. В октябре 1912 года окончил Офицерскую воздухоплавательную школу. Во время учёбы в школе познакомился с авиатором П. Н. Нестеровым, ставшим впоследствии его другом. Летом 1911 года опубликовал в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 небольшую статью «О бое в воздухе», в которой впервые высказал мысль о воздушном таране: «Возможно, что в исключительных случаях летчики будут решаться таранить своим аэропланом чужой». В период учёбы в Школе авиаторов Николай Яцук читал лекции по воздухоплаванию в морской академии и написал ряд работ по авиации. Лично обучил 18 лётчиков.

С декабря 1912 по июль 1914 года был начальником Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба на Комендатском аэродроме. В 1912 году Яцук провёл первое лётное исследование девиации компасов на аэропланах — по аналогии с кораблями. Руководя авиашколой, одновременно возглавил отдел гидропланов и участвовал в их первых демонстрационных полетах в мае 1913 года. При ИВАКе по рекомендации Яцука была образована «учёная медицинская воздухоплавательная комиссия» для изучения «влияния на организм человека пребывания в различных условиях верхних слоев атмосферы».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ