Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шулешко, Евгений Евгеньевич: биография

Приоритет сохранности психических и физических качеств детей по отношению к задачам развития

Ход обучения подчиняется требованиям сохранности психических качеств детей, которые выражают природу человека, но при определённых условиях прорастают в культурные формы поведения. Задача учителя — создать и удержать соответствующие условия в ходе обучения. Такой подход раскрывает известную идею Л. С. Выготского о том, что «…культура ничего не создаёт, она только использует данное природой, видоизменяет его и ставит на службу человека».

Освоение грамоты — итог развития всех сторон личности ребёнка на границе дошкольного и школьного возраста

Обучение грамоте базируется на всех доступных ребенку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации и т. п., в которых у детей вырабатывается координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки.

Нормализация жизни детей и взрослых в школе и детском саду — необходимое условие успешного обучения для всех

По мнению последователей Е. Е. Шулешко она происходит тогда, когда нет разрыва между тем, как детей обучать и как с детьми жить.

Три плана программ

Воспитателям и учителям предлагаются три плана рассмотрения хода обучения детей, планирования прогнозирования учебного процесса, своего рода три «программы»:

  • Краткосрочная программа: варианты переплетения различных родов и видов занятий в целостных событиях детской жизни.
  • Среднесрочная программа: связь значений в организации жизни детей в ходе освоения языковой и речевой культуры (определяющие «стиль ведения занятий» и характер наблюдений за переменами в жизни детей).
  • Долгосрочная программа: ожидаемые изменения в ходе жизни ровеснического сообщества детей от года к году.

Образ грамотно действующего лица

По формулировке В. И. Слободчикова: «Ключевой категорией здесь является образ грамотного человека, который буквально воплощается в ходе занятий в естественной позе пишущего. В этом случае способность писать и читать уже не паразитирует на какой-либо отдельной телесной структуре, на руке, кисти и др., а является целостным выражением организованной, раскрепощённой телесности ребёнка. Позу пишущего нельзя сделать, нельзя отформовать, её можно только воспитать. …Ребёнок не просто усваивает, тренируется в тех или иных действиях, движениях, а обживает их, а значит в них воплощается».

Особый характер методических пособий

Пособия предполагают соединение умственного усилия с телесным движением; они предстают детям загадочными и неоднозначными, чтобы послужить поводом для заинтересованных детских обсуждений; многие из них предполагают работу с масштабами и ориентировкой в пространственных координатах.

Можно отметить символико-знаковую роль этих пособий, их функционирование в качестве артефактов, конструктивно организующих мышление, фантазию и деятельность детей и взрослых.

Гостевой обмен опытом педагогов (ГООП)

Периодические встречи педагогов на занятиях друг у друга в группах и классах с последующим непринуждённым обсуждением. Задача педагогов — профессионально увидеть возможности детей, научиться фиксировать накопленный детьми опыт жизни и уметь опереться на него. Такова наиболее характерная для ровеснического образования форма повышения квалификации педагогов средствами самого педагогического процесса.

Научные и педагогические традиции, на которые опирался Е. Е. Шулешко

  • Исследования А. В. Запорожца и его научно-психологической школы. Е. Е. Шулешко называл именно А. В. Запорожца своим главным учителем.
  • Философская линия М. К. Мамардашвили. Работа «Классический и неклассический идеалы рациональности» может служить кратким философским обоснованием многих принципов «шулешкинской» педагогики.
  • Подходы к преподаванию русского языка А. М. Пешковского (а также развивавшая их практика В. Н. Протопопова).
  • Педагогическая традиция «самообразования в сообществе» (С. Шацкий, С. Френе, «коммунарское движение»).
  • Педагогика сотрудничества (В. Сухомлинский, С. Соловейчик, Ш. Амонашвили).
  • Традиции психологического понимания театральной педагогики, режиссуры, актёрского мастерства (Ершов Пётр Михайлович).
  • Многообразный опыт освоения и переосмысления новой («шулешкинской») практики в разных регионах и республиках в 1980-е — 1990-е годы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ