Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Саркар, Прабхат Ранджан: биография

Саркар определяет духовность как реализацию человеком своего истинного «я». В дополнение к практикам медитации и очищению мыслей и действий Саркар акцентирует внимание на социальном служении как способе освобождения. Саркар считает служение необходимым для саморазвития человека, он отвергает как капиталистическую, так и социалистическую социальные структуры, считая их неприемлемыми для движения человечества к золотому веку духовности. По мнению Саркара, серьёзной проблемой капитализма является то, что при капитализме значительная часть финансовых ресурсов сосредоточена в руках нескольких человек, из-за этого прекращается оборот денег, что, в свою очередь, является главной причиной экономических кризисов. Духовный путь не предполагает отсутствия в обществе структур, призванных удовлетворять основные, хотя и все время меняющиеся, потребности людей в жилье, еде, медицинском обслуживании и образовании.

Саркар призывает претворять в жизнь идеи «Ананда Марги» и теории прогрессивного использования и предпринимать таким образом практические меры по улучшению и гармонизации жизни общества, расширению сотрудничества между людьми, что поможет обществу выйти из цикла, в котором оно находится в настоящее время. Саркар утверждает, что если теория общественных циклов будет понята и принята, то эксплуатацию можно значительно уменьшить, если не уничтожить совсем. Если лидерами во всех сферах жизни общества будут люди мужественные, открытые для нововведений и технического прогресса, использующие свой интеллект на благо всего общества, то можно будет вырваться из настоящего цикла на следующую ступень развития.

Теория прогрессивного использования

П. Р. Саркар предсказал крах социалистической системы, а вслед за этим — глобальный кризис капитализма: двух моделей общества, равно пренебрегающих духовным началом. В 1959 году он разработал теорию прогрессивного использования (PROUT) — социально-экономическую концепцию, в основе которой лежат ценности, определенные в теории неогуманизма. Одним из основных положений неогуманизма является утверждение, что благополучие растений и животных имеет такую же ценность, как физическое, психическое и духовное благополучие человеческих существ. ПРАУТ был разработан как практическое средство, с помощью которого можно установить неогуманизм в сообществах и народах всего мира. Теория ПРАУТа отвергает как капиталистическую, так и социалистическую экономические модели, фокусируясь на максимально рациональном использовании всех ресурсов и справедливом распределении всех благ, производство которых основано на деятельности кооперативных предприятий и работе промышленности. В 1968 году Саркар основал организацию «Праутистский блок Индии» (PBI — Proutist Block of India) для того, чтобы воплощать идеи этой теории в социальной и политической сферах жизни общества.

ПРАУТ направлен на то, чтобы помочь бедным обрести экономическую независимость; также он подчеркивает, что на общественных лидерах, равно как и на каждом преуспевающем человеке, лежит огромная моральная ответственность за благополучие всего общества. Настаивая на экономической демократии, ПРАУТ выступает за ограничение накопления благ. Естественно, что у подобной теории не могли не появиться противники среди капиталистов и коммунистов Индии и других стран.

Неогуманизм

В своих работах П. Р. Саркар утверждал, что люди, вместо того, чтобы отождествлять себя с определенной расой, религией, национальностью или языковой группой, должны считать себя частью одной великой семьи, включающей все человечество. Этот тип общественного мировоззрения он называл «универсализмом». В 1982 году, в серии бесед, опубликованных в книге «Неогуманизм: освобождение разума» он отметил, что традиционный гуманизм имеет некоторые серьёзные дефекты. Прежде всего, такой гуманизм не распространяется на растения и животных. Люди говорят о «человеческих правах», но продолжают отрицать возможность существования прав животных и растений. Другим дефектом гуманизма является то, что он лишен мощного духовного фундамента и часто вырождается в псевдогуманизм. Примером может служить то, как многие так называемые развитые нации оказывают гуманитарную помощь менее развитым странам во имя гуманизма, но одновременно с этим транснациональные корпорации в безрассудной погоне за прибылью вытягивают из менее развитых стран их богатства и ресурсы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ