Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Дртикол, Франтишек: биография

Уже с 1911 года фотографии Дртикола начали появляться на фотографических выставках в Чехии, а через несколько лет и за рубежом. В то же время начали появляться публикации его работ в основных чешских и мировых журналах. В 20-х и 30-х годах XX века он был самым знаменитым чешским фотографом, известным и за рубежом. В 1922 году состоялась его первая персональная выставка в Музее прикладного искусства, а спустя три года он выиграл Гран-при на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Со второй половины 20-х годов Дртикол начал делать снимки под влиянием стиля «арт деко» в собственной интерпретации. Также в это время в Париже вышла его первая фотографическая серия «Обнаженная натура работы Дртикола» (фр. Les nus des Drtikol, 1929).

В конце 1928 года Дртикол, якобы, достиг «нирваны». В одном из писем об этом событии он писал так: «Я был всем и жил всем, просто (потому) я был абсолютно ничем». Его ученик, Франц Хайн (чеш. Frantiek Hein), спросил его об этом через много лет: «Когда вы достигли этого состояния?» на что он ответил: «Думаю это произошло в двадцать девятом году, на Вацлавской площади, и уже не ушло...».

Несмотря на мировую славу, которую принесла его работа, его студия в условиях мирового экономического кризиса после 1930 года столкнулась с финансовыми проблемами, в ней даже проводили занятия для любителей. В это время появились записки для книги «Глаза широко открыты» (чеш. Oi iroce oteven), которую он посвятил урокам фотографии. В 1935 году Дртикол окончил свою фотографическую деятельность. Он продал свою студию и, за исключением 1945—1946 годов, когда он преподавал фотографию в Государственной Графический школе в Праге, перестал заниматься фотографией. По менее известной версии, закрытие студии произошло из-за вмешательства властей, связанного с серией фотографий девочек-подростков в стиле «ню», а не только по экономическим причинам. Эти сведения всплыли на поверхность спустя многие годы благодаря председателю чешского отделения Теологического общества и друга Дртикола, профессора М. Лжички (чеш. M. Lika). Лжичка с Дртиколом был хорошо знаком и часто ходил к нему в ателье.

Он переехал в арендованную виллу, снова вернулся к живописи и полностью посвятил себя духовным учениям, медитации, занялся изучением духовных наук, особенно переводами, а также своими учениками. По сей день считается патриархом чешского буддизма, хотя это утверждение является спорным в отношении убежденного члена Коммунистической партии Чехословакии. В 1942 году он женился во второй раз, на своей ученице Ярмиле Рамбоусковой (чеш. Jarmilou Rambouskovou).

Вскоре после начала Второй мировой войны Дртикол, к удивлению своего окружения, начал участвовать в политической жизни. В 1945 году вступил в Компартию Чехословакии, даже участвовал в перевороте в феврале 1948 года и работал функционером в пятидесятые годы. В стране оставался до своей смерти в 1961 году. Он также вступил в Союз чехословацко-советской дружбы, а в 1948 году стал членом Союза чехословацких художников. Изучение философии, западной и восточной, а также занятия медитацией, по-прежнему оставались среди его основных интересов. В период с 1944 по 1961 год к нему пришел его ученик Евгений Стекл, которому, единственному из многих, удалось сохранить учение Дртикола и передать его другим ученикам.

В 1959 году умерла жена Дртикола. Сам он был прикован к постели и не мог передвигаться без инвалидной коляски. После смерти жены заботиться о нём стала Анна Соукупова (чеш. Anna Soukupov), его последняя ученица. Окруженный своими учениками, он жил на вилле в Спорилове (чеш. Spoilov) до своей смерти в 1961 году.

— Прежде всего забудьте о моей форме, но не забывайте того, чему я вас учил. Слова, которые я говорил, помогут вам переродиться.

Не ищите меня — я везде — а также в вас — в учении.

Творчество

Дртикол известен прежде всего как портретист, а также работами в стиле «ню», однако его творчество гораздо шире. На этапе становления он находился под влиянием пикториализма. В своем творчестве в стиле позднего модерна он часто использовал ретушь и дорисовывал задний план. Позднее склонялся к так называемой «чистой фотографии» и для создания своих работ использовал только свет и реквизит в своей студии. В последнем периоде своего творчества отказался от съёмок живых моделей и использовал фигурки из картона, это позволяло ему лучше реализовывать своё видение конечного изображения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ