Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Гюллень-Сор, Фелицата: биография

Особое развитие московский балет получил с началом реакции на восстание декабристов в Петербурге в 1825 году. После восстания приближенный ко двору Петербург ещё долго испуганно расценивал любое проявление свободы и самоличные контакты с Европой как «вольнодумство» и «смуту», в то время как удаленная от царедворцев Москва жила собственной жизнью и сохраняла определенные свободы. Возможности Московской императорской труппы оказались значительно шире, её сцена использовала новые балетные достижения, европейские сценические новшества и все то, что категорически не допускала Петербургская. «Различия в направленности петербургского и московского балета приобретают все более резкий характер, приводя зачастую к полному расхождению во взглядах на одно и то же сценическое произведение, на толкование одного и того же образа. Отсюда возникли те противоречия между Петербургом и Москвой, которые в значительной степени нарушали планомерное развитие русского балета» — писал балетный теоретик Ю.Бахрушин. Так же считает и педагог балета Диана Хазиева: «В менее чопорной Москве сильнее проявлялись, так сказать, демократические тенденции: ставились, например, комические балеты из крестьянской жизни, которые в северной столице были редкостью». Возможности, предыдущий опыт и европейские связи Ф. Гюллень-Сор оказались как нельзя кстати в создавшейся ситуации. Помимо переноса на сцену Большого театра европейских балетных спектаклей она немало постановок осуществила самостоятельно. Неоднократно ездила в европейские театры, где её помнили, результатом поездок становились новые постановки на сцене московского Большого театра; впервые на московской балетной сцене в её постановках стали проявляться черты начинающегося в балете романтизма, поэтому отечественная балетная критика называет её хореографом преромантического направления, хотя и относит к классической хореографии. В 1836 г. совместно Гюллень-Сор ездила в Париж и её ученица Е.Санковская, которую она знакомила с европейским балетом и искусством балерин М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер.

С 1825 по 1838 год преподавала в Московском театральном училище, где среди её учениц были Г. И. Воронина (будущий педагог П. П. Лебедевой), Т. С. Карпакова, Е. А. Санковская. Говоря о значении её педагогической деятельности, Балетная энциклопедия сообщает: «Пластика и техника балета эпохи романтизма стали известны благодаря балерине и педагогу Ф. И. Гюллень-Сор».

В 1827 году рассталась с мужем: Фернандо Сор вернулся в Париж, тогда как карьера Фелицаты навсегда осталась связана с Россией и Москвой, где она прожила до конца своих дней, приняв российское подданство.

Оставила сцену в 1835 году, закончила педагогическую деятельность в училище в 1838 году. В 1839 году, после смерти супруга, вышла замуж за профессора Гертеля, после чего обозначалась в официальных бумагах как Гюллень-Гертель Фелицата Ивановна. В конце жизни преподавала в Екатерининском институте.

Среди московских адресов Ф.-В. Гюллень-Сор — Петровка, 15 (дом не сохранился). Кроме того, какое-то время она проживала в доме № 8 по Большой Дмитровке, в начале 1830-х годов числившемся за Дирекцией Императорских театров и где жили воспитанники Московской театральной школы и её преподаватели.

Репертуар

Парижская опера

  • «Амур и Психея» балетмейстера Пьера Гарделя.
  • «Поль и Виргиния» балетмейстера Жан-Пьера Омера.
  • «Сандрильона» балетмейстера Альбера.
  • 6 февраля 1822 — Pas comique в опере Николя Изуара и Анжело Бенинкори «Волшебная лампа», хореография Пьера Гарделя.

Большой театр

  • 26 августа 1828 — Эдельмона, «Отелло, или Венецианский мавр», балетмейстер Фортунато Бернаделли по балету Cальваторе Вигано.
  • 1829 — Флора, «Зеир и Флора» на музыку Катерино Кавоса и Николая Кубишты.
  • 11 декабря 1831 — Аспазия, «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку по стихам А. С. Пушкина, балетмейстер Адам Глушковский.
  • 24 января 1835 — Китри, «Свадьба Гамаша» в собственной постановке по балету Луи Милона.

Постановки

  • 1824 — «Сандрильона» Ф. Сора, по хореографии Ф. Альбера (Albert, наст.имя Franois-Ferdinand Decombe), совместно с И. К. Лобановым, Театр на Моховой; спектакль неоднократно возобновлялся в Большом театре
  • 1829 — «Амур и Психея» на сборную музыку, по хореографии П. Гарделя, совместно с И. К. Лобановым
  • 1832 — «Поль и Виргиния», балет А. Дарондо по Ж. Омеру (фр.: Jean-Pierre Aumer)
  • 1832 — «Венецианский карнавал» по хореографии Л.Милона (музыка сборная)
  • «Геркулес и Омфала»
  • 1834 — «Женщина-лунатик, или Сомнамбула» Ф. Герольда
  • 1834 — «Забавы султана, или Продавец невольников» А. Е. Варламова;
  • 24 января 1835 года — «Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша», композитор Ф.Лефевр, по Милону, сама исполнила партию Китри
  • 15 апреля 1836 — «Фенелла», балет в 4 актах на музыку оперы «Фенелла» («Немая из Портичи») Д. Ф. Обера
  • 6 сентября 1837 — «Сильфида» (по Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера).
  • 1838 — «Хитрый мальчик и людоед» («Мальчик-с-пальчик») А. С. Гурьянова и А. Е. Варламова
  • 1839 — «Розальба»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ