Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гюллень-Сор, Фелицата

Гюллень-Сор, Фелицата

Театр

День рождения 09 марта 1805

балерина, балетмейстер и педагог, представительница французской школы классического танца, сыгравшая большую роль в формировании Московской балетной школы


Фелицата Виржиния Гюллень-Сор, урождённая Ришар (фр. Flicit Virginie Hullin Sor (Richard) ); 1805, Париж — после 1850, Москва (точная дата смерти неизвестна, Российский Энциклопедический словарь называет 1850 год , англ. Словарь псевдонимов — ок. 1860 ) — балерина, балетмейстер и педагог, представительница французской школы классического танца, сыгравшая большую роль в формировании Московской балетной школы.

Биография

Происходит из балетной семьи. Её первым педагогом был отец, известный танцовщик и балетмейстер, ученик Ж.-Ж. Новерра, Жан-Батист Гюллень (наст. имя — Жан Ришар). Затем занималась у знаменитого танцовщика и педагога Жана-Франсуа Кулона, который после 1807 года вёл класс усовершенствования в Парижской Опере.

В 1812 году дебютировала в «Национальном Театре», как тогда называлась Парижская Опера. Между 1813 и 1815 вышла замуж за гитариста и композитора Фернандо Сора, вскоре после замужества родила дочь Катрин. В 1816 вслед за мужем, который покинул Париж годом ранее, Фелицата переехала в Лондон. Так как их брак некоторое время хранился в тайне ради продолжения успешной карьеры обоих супругов, продолжала выступать под псевдонимом, взятым ещё её отцом. Дополнила его фамилией мужа, став Гюллень-Сор, только после успеха балета Сора «Сендрильона», который был написан специально для неё.

В 1823 году получает приглашение от директора Императорского Московского театра камергера Ф. Ф. Кокошкина и семья Соров вместе с родственником Фелицаты (младшим братом Жана Ришара, либо его сыном), танцовщиком Жозефом Ришаром, также получившим ангажемент, переезжает в Москву.

Здесь заявила о себе как о талантливой танцовщице, исполняя лирико-комедийные роли, требовавшие выразительной пантомимной игры. Журнал «Вестник Европы» (№ 18, октябрь 1823) отмечал: «Госпожа Гюллень-Сор смело выдержит сравнение с нашими ученицами Терпсихоры, которые, однако ж, и сами не испугаются сравнения в некоторых пунктах, хотя, впрочем, они же не сочтут излишним кое-что и перенять у парижской гостьи…» Известный литератор С. Т. Аксаков восторженно писал о её исполнении: «Она восхитила нас, мы ни в ком не видывали такого счастливого соединения силы и приятности, чистоты и выразительности. Все движения её исполнены жизни»..

Начав работать в Московской императорской труппе, Гюллень-Сор не только исполняла заглавные партии в балетах, но и практически сразу же стала проявлять себя как постановщик, став первой в России женщиной — постановщиком балетов .

В 1823—1824 была приглашена князем Юсуповым, имевшим собственный Крепостной театр в Архангельском, педагогом и балетмейстером-постановщиком в его театральную труппу.

В 1824 году совместно с Иваном Лобановым перенесла на московскую сцену популярный балет своего супруга «Сандрильона» (Золушка), взяв за основу хореографию Альбера. Премьера состоялась 31 января 1824 в Театре на Моховой (в то время здание Большого театра на Петровской площади ещё только строилось, и представления Императорского Московского театра давались преимущественно на этой сцене), в главной роли была сама балерина.

В день открытия московского Большого театра, 6 января 1825 года, этот балет шёл вторым отделением, вслед за специально поставленным по торжественному поводу представлением-прологом «Торжество муз», где Гюллень-Сор исполняла роль музы Терпсихоры. Музыкальный критик В. Одоевский писал об этом событии: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе». Программа открытия была повторена и на следующий день, 7 января 1825 года.

Заняв положение прима-балерины Московской балетной императорской труппы, Ф. Гюллень-Сор сыграла огромную роль в становлении и формировании Московского балета. До этого московская императорская труппа ставила балеты, уже прошедшие в петербургском отделении императорских театров, и занимала вторичное место в русском балете. Фелициата Гюллень-Сор стала переносить на московскую сцену балеты европейских постановщиков, в которых она танцевала в Париже и Лондоне. По её требованию московская императорская труппа отказалась от перенесения на московскую сцену спектаклей петербургского театра, пополняя репертуар постановками, в которых блистала Гюллень-Сор.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ