Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гурвич, Абрам Соломонович

Гурвич, Абрам Соломонович

Литературоведы

11 февраля 1897 - 18 ноября 1962

советский литературовед и театральный критик, член Союза писателей СССР


Абрам Соломонович Гурвич (30 января [11 февраля] 1897, Баку — 18 ноября 1962, Москва) — советский литературовед и театральный критик, член Союза писателей СССР. В конце 1940-х годов, во время кампании борьбы с так называемыми «безродными космополитами», был одним из главных объектов газетной травли..

Гурвич известен также как шахматный композитор; мастер спорта СССР по шахматной композиции, судья международной категории. Всего составил около 80 этюдов, 46 из них отмечены отличиями на шахматных конкурсах, в том числе 12 этюдов получили первые призы. В 1962 году победил на VI личном чемпионате СССР по этюдам, дважды занимал на этих чемпионатах второе место (1929, 1955). Автор яркой полемической статьи «Шахматная поэзия» об этюдной композиции и её художественной ценности.

Биография

Абрам Гурвич родился в Баку. Начиная с 1925 года опубликовал ряд литературоведческих работ, в основном посвящённых пьесам советских драматургов и писателей: Н. Ф. Погодина, А. Ф. Афиногенова, А. М. Файко, В. М. Киршона, В. А. Кочетова и других. В 1940 году состоял членом Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства (лауреатом тогда стал роман «Тихий Дон»).

С 1925 по 1929 год работал редактором шахматного отдела газеты «Бакинский рабочий», руководил ежегодными шахматными конкурсами в этой газете. Первый шахматный этюд опубликовал в 1926 году. В начале 1930-х годов отошёл от композиции, но в конце 1940-х годов вновь вернулся к ней. Гурвич также судил многочисленные советские шахматные конкурсы провинциальных и столичных газет и журналов.

В 1949 году Гурвич, наряду с другими, попал под огонь партийной кампании борьбы с «безродными космополитами». 28 января 1949 года в газете «Правда» появилась разгромная редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков»:

А. Гурвич делает злонамеренную попытку противопоставить советской драматургии классику, опорочить советскую драматургию… А какое представление может быть у А. Гурвича о национальном характере русского советского человека, если он пишет, что в «благодушном юморе и наивно доверчивом оптимизме» пьес Погодина, в которых якобы выразился «национальный характер мироощущения драматурга», зритель видел своё отражение и «испытывал радость узнавания», ибо, дескать, «русским людям не чуждо и благодушие». Поклёп это на русского советского человека. Гнусный поклёп.

В то время, когда перед нами со всей остротой стоят задачи борьбы против безродного космополитизма, против проявлений чуждых народу буржуазных влияний, эти критики не находят ничего лучшего, как дискредитировать наиболее передовые явления нашей литературы. Это наносит прямой вред развитию советской литературы и искусства, тормозит их движение вперёд.

Этой же, с позволения сказать, «работой» занимаются, как мы видели, А. Гурвич, Ю. Юзовский и другие. Их пустой, раздутый «авторитет» до сих пор еще не разоблачен по-настоящему. Порочные взгляды критиков Борщаговского, Гурвича, Юзовского, Варшавского, Бояджиева, стоящих на позициях антипатриотических, питают всякого рода чуждые народу извращения в деятельности ряда критиков.

Выражение «гурвичи и юзовские» многократно использовалось в ходе кампании как стандартное газетное клеймо «космополитов». Опасаясь ареста, Гурвич вынужден был направить в «Правду» покаянное письмо. Вероятно, с этими событиями связано возвращение Гурвича к ранее оставленному занятию шахматной композицией.

В дальнейшем репрессий в отношении его не было, но до смерти Сталина страницы журналов были для него закрыты, несмотря на заступничество Александра Фадеева и Михаила Шолохова.

В 1956 году Гурвич получил звание международного арбитра по шахматной композиции. В 1957 году удостоен звания мастера спорта СССР по шахматной композиции.

Жена: Ольга Левыкина, актриса.

Творчество

Литературоведение

  • В поисках героя. М.-Л., Искусство, 1938, 349 с.
  • Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., Гослитиздат, 1936.
  • Черты современника (Литературно-критические статьи), М., Советский писатель, 1958.
  • H. Ф. Погодин, в сб.: Театральный альманах, кн. 7, М., 1948.
  • Образ Ленина в советской драматургии, «Театр», М., 1940, № 1.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ