Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Громов, Павел Петрович

Громов, Павел Петрович

Литературоведы

28 декабря 1914 - 20 октября 1982

русский советский литературовед, театровед, поэт и переводчик


Павел Петрович Громов (15 [28] декабря 1914, село Паданы, Олонецкая губерния — 20 октября 1982, Петрозаводск) — русский советский литературовед, театровед, поэт и переводчик.

Биография

Павел Громов родился в селе Паданы Олонецкой губернии. Рано умерший отец, Пётр Тимофеевич Громов, был сельским учителем, мать рыбачила на Сегозере. Старшая сестра Александра Петровна (1911—2003) — впоследствии известный лингвист, специалист по фонетике славянских языков (и автор работы о паданском говоре карельского языка), преподавала в Уральском государственном университете.

В 1937 году окончил литературный факультет Ленинградского университета.

Со студенческих лет Павел Громов сочетал пристрастия к литературе и театру. Ещё будучи студентом, он находился в «активе» театра драмы и пробовал себя в качестве актёра. По окончании ЛГУ, учась в аспирантуре ИРЛИ (диссертацию о драматургии Блока писал под руководством Б. М. Эйхенбаума), поступил также в ГИТИС на курс А. Д. Попова.

Своими учителями П. П. Громов называл, хотя и с оговорками, А. С. Долинина, П. Н. Медведева, Г. А. Гуковского, Н. Я. Берковского.

Работал учителем в школе. В 1940-е годы преподавал литературу в Свердловске, затем работал в сценарном отделе студии «Ленфильм» и вузах Ленинграда.

С 1953 года — кандидат филологических наук (диссертация «Творчество Ю. С. Крымова и проблемы советской прозы тридцатых годов» защищена в Ленинградском государственном педагогическом институте). В 1950-е годы вступил в Союз писателей СССР. В 1960-е годы — в секторе театра научно-исследовательского отдела ЛГИТМиКа.

Со второй половины 1940-х годов постоянно жил в Ленинграде. Умер в Петрозаводске во время поездки в Карелию, похоронен в родном селе Паданы на берегу Сегозера.

Творчество

Павел Громов дебютировал в печати в 1938 году. Его ранние статьи были посвящены в основном театральным вопросам, причём их тематика находилась вне «магистральной линии» советского искусства тех лет (например, Громов немало писал о Камерном театре). Некоторые работы ранних лет впоследствии переиздавались в более полных, авторских вариантах.

Первая опубликованная книга Громова была посвящена творчеству советского прозаика Юрия Крымова. Тогда же написана (в соавторстве с Борисом Эйхенбаумом) вступительная статья для собрания сочинений Николая Лескова, начавшего выходить в 1956 году. Впоследствии появились статьи Громова для изданий стихотворений А. Фета, А. Григорьева, К. Павловой, театральных произведений А. Блока в серии «Библиотека поэта», а также предисловия к избранным произведениям М. Зощенко, собранию сочинений М. Слонимского и др. Выступал П. П. Громов и в качестве научного редактора.

В 1961 году выходит сборник П. П. Громова «Герой и время», в который вошли статьи о литературе и театре, а в 1966 году — книга о Блоке и его окружении. Продолжают появляться и публикации о режиссёрском театре. В 1970-е годы опубликованы две монографии Павла Громова о Льве Толстом.

По словам Надежды Таршис, «театральная эстетика самого Громова была достаточно широка, театральные системы своего времени он действительно знал и любил. Он писал о Мейерхольде, Станиславском, Таирове, Михоэлсе, Завадском, Попове, Сушкевиче, Акимове». При этом «целеустремленность темпераментного критического пера, при основательной связи критики с его глубокими научными интересами делает Громова ярким представителем ленинградской, „гвоздевской“ традиции театральной критики».

Работы Громова продолжали издаваться и после его смерти — как отдельные статьи, так и книги. В 1986 году вышло дополненное издание книги «А. Блок, его предшественники и современники». А. М. Турков писал в предисловии к переизданию, что для этой книги характерен «лиризм любви к великой русской литературе вообще, к её миссии летописца „роковых минут истории“».

В 1994 году вышла книга Павла Громова «Написанное и ненаписанное», подготовленная искусствоведом Надеждой Таршис. В книгу включены статьи о театре разных лет (в том числе полный вариант статьи «Ранняя режиссура В. Мейерхольда») и «Монологи семидесятых» — записи бесед с Павлом Громовым, сделанные его ученицей. Монологи, насыщенные массой точных характеристик и деталями театрального и литературного быта, содержат также описания ряда нереализованных замыслов автора. Как писал Илья Серман, эти монологи открыли Громова «со всей свободой его мысли, со всеми его литературными и театральными страстями и пристрастиями».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ